Хотел бы добавить кое-что о доказательствах лечебного эффекта. Многое из этого уже было сказано. Но некоторые делают вид, что не понимают (или не видели) - для них повторим.
Продавцы разного фуфла (не только БАД) очень хотят выдать его за лекарство. Это им нужно для того, чтобы продавать его (фуфло) больным людям, нуждающимся в лечении. Больной человек озабочен здоровьем и склонен искать способы решения проблем с ним. В куда большей степени, чем здоровый. В самом деле, убеди-ка здорового, что ему нужны БАДы - у него все в порядке, он пошлет тебя лесом и будет прав, для него нужно придумывать специальную пугалку, подробно убеждать его в том, как катастрофически ему не хватает всех витаминов и к каким ужасным последствиям это непременно когда-нибудь приведет и вообще ему только кажется что он здоров. А с больным проще - он уже болен, понимает это и ищет что-то, что могло бы ему помочь. А также он более доверчив, склонен хвататься за соломинку, у него меньше времени на раздумье и т.п. Поэтому группа больных являет собой мегаперспективный рынок для сбыта разной околомедицинской и псевдооздоровительной туфты. Однако, вполне понятно, что фуфло на самом деле лекарством не является (на коробках с БАДами это даже написано), поэтому в лечении использоваться не должно.
В результате у продавцов возникает проблема - как же убедить больного в том, что данная туфта ему очень нужна. Конечно, это проще сделать, чем в случае со здоровым потенциальным покупателем, но и тут используются специальные приемы. С некоторыми из них мы уже познакомились (а есть еще и другие, надо бы сделать какой-то общий обзор, кстати
предлагаю желающим дополнять и расширять информацию):
1. Антимедицинские выпады. Задача - убедить больного в том, что те методы лечения, которые он использует (все кроме рекламируемого, в первую очередь принадлежащие к сфере официальной и пока еще бесплатной медицины), ему не помогут, а наоборот навредят. Такой больной будет более активно искать что-то новое что сможет ему помочь и с большей вероятностью купит предлагаемое фуфло. Используются - страшные истории о смертях от лекарств, байки о больных, которых никто из врачей не может вылечить, специально подогнанная (а часто выдуманная) статистика и т.п.
2. Фальсифицированные КИ. Задача - убедить покупателя в том, что лечебный эффект рекламируемого фуфла доказан. Клинические испытания используются в медицине для того, чтобы выявить и оценить лечебное действие того или иного средства (метода). Если фуфлообразное средство попытается пройти КИ, то они покажут отсутствие его эффективности. Поэтому производители таких средств не проводят настоящих КИ. Но так как им хочется использовать силу этого довода в своей рекламе - они фальсифицируют результаты КИ. Чаще всего это делается так - берется ЛПУ или врач, туда завозится продукт и бабло за оплату услуг. Продуктом кормят больных, затем выборочно берут некоторые данные (для придания достоверности), сшивают их белыми нитками, прикрепляют в конце ни откуда не вытекающий и заранее подготовленный вывод (о том, что исследуемое фуфло показало отличный лечебный эффект), пишут отчет и далее с гордым видом машут им, выдавая за доказательство лечебного эффекта своего средства. Отличить фуфлообразное КИ от настоящего можно только очень внимательно изучая отчет о нем. Настоящее КИ в отличие от фуфлообразного должно соответствовать хотя бы таким критериям:
- Наличие плацебо-контроля и контрольной группы.
- Статистически достоверный объем выборки.
- Адекватный дизайн. Часто же дизайн таков, что вообще нельзя понять, что кому давалось и что у кого измерялось. Часто с фуфлообразным средством вместе пациенты получают нормальные лекарства, затем оценивается их общий эффект, но приписывается только фуфлооборазному средству. Если измеряется какой-то показатель, то должно быть видно не только каких цифр он достиг, но и какие были в начале, должны быть именно цифры, а не проценты. Есть и еще много таких моментов, которые используются фальсификаторами КИ от фуфлоиндустрии.
- Четко очерченные критерии оценки результатов. Такие термины как "хорошо", "плохо", "удовлетворительно", "отметили улучшение", "многие параметры", "более половины" и т.д. и т.п. - не годятся, т.к. допускают широкое толкование, соответственно теряют смысл.
Использование фальсифицированных результатов КИ вместо настоящих является важным (хотя и косвенным) подтверждением фуфлообразности средства.
3. "Байки про тетю Машу". Задача - апеллируя больше к эмоциям, чем к рассудку, вызывать у покупателя веру в исцеляющее свойство фуфла. "Байки про тетю Машу" это истории о людях, которые пили/ели/курили ценный продукт и тем от всего исцелились. Данные истории рассказываются с упоминанием множества несущественных с точки зрения общего смысла, но эмоциональных моментов (упоминание имен, семейной ситуации, приведение фотографий, использование прямой речи, эмоциональное описание страданий больного и его радости после исцеления, упоминание ряда общих для все больных негативных моментов, таких, как хождение по врачам, сидение в очередях, сложный подбор лекарственной терапии и прочее); часто рассказывающий упоминает о том, что знает этих людей лично, это его родные или он сам. Байки про тетю Машу, часто используются в качестве доказательства эффективности средства (чем больше баек может привести толкатель фуфла, тем большей эффективностью как бы наделяется его продукт; известны случаи опытных толкателей, способных "накидать сотни и тысячи" баек). Это является обманом, т.к. такие байки не могут являться доказательством в силу того, что они:
- Субъективны, не содержат полного объективного описания картины случая;
- Не содержат данных, позволяющих исключить воздействие третьих факторов;
- Статистически не достоверны;
- Известны нам со слов коммерчески заинтересованных граждан.
Последний момент важен, потому что многие фуфлотолкательные организации прямо обязывают своих сотрудников выдумывать и заучивать такие байки (желательно чтоб в число их персонажей входил сам рассказчик, его близкие). Для иллюстрации хочу привести забавные (или не совсем) истории из Инета:
А. Вот что говорит сотрудник фирмы Vision:
Милая дама по имени Лена деловито перешла к вопросу о бизнесе. В тот же день она прочитала внушительную установочную лекцию о том, КАК необходимо обрабатывать "болеющих" людей. Все, что она мило и резво прощебетала нам в течение часа до того, было скурпулезно изложено и записано тезисами вплоть до формулировок: "Для успешного построения бинеса Вы должны полюбить ПРОДУКТ (только с большой буквы), у Вас должна быть своя история исцеления при помощи ПРОДУКТА, вы должны уметь в любой обстановке говорить о ПРОДУКТЕ, предлагать ПРОДУКТ, при этом Вы не должны испытывать комплексов, что занимаетесь торговлей, это не так. Вы просто распространяете ПРОДУКТ, несущий здоровье, силы и всяческие блага людям. Просто за Ваш труд Вы получаете плату". ...
(
http://vision.wmsite.ru/)
Б. А вот что рассказывает сотрудник Herbalife:
Моим спонсором был Валера Гаврилихин. Большого зла в нем не имелось, человек он был мягкий, но до того изолгался и наделал таких долгов, что кончил очень плохо: спился полностью, жена выгнала, завел себе страшную жабу из синяков, и все такое. Он свято верил в чудодейственность продукта. Он так убедил себя в этом, что утратил всякую связь с реальностью. У Валеры был хронический гепатит В, и Валера на каждой презентации похвалялся, что печень его больше не то что не беспокоит, а вообще превратилась в собственную идею, весьма здоровую. Господь не стерпел, и в один прекрасный день Валера пожелтел, а потом позеленел. Он приобрел общий оливковый цвет, а глаза стали желтыми, как у дьявола. Я заклинал его лечь в больницу. Валера отмахивался, но все-таки лег, дня через четыре. Смена окраски не научила его ничему, он взялся за старое и гнул свое. История его личного результата преобразилась: он начал рассказывать, что поступил в больницу с анализами, при каких не живут, но дела пошли на поправку так резко, что врачи ничего не понимали - все потому, что он упорно кушал продукт. При наличии времени Валера мог убедить кого угодно в чем угодно.
(
http://www.netslova.ru/ak_smirnov/gerbalaev.html)
Таких иллюстраций можно набрать коллекцию.