Исламизму указали на выход. Узбекистан жёстко отреагировал на события в Дагестане
Возмутительное происшествие в аэропорту Махачкалы дало понять всем, к чему может привести беспечное отношение к такому явлению, как исламизм. И одними из первых отреагировали в Средней Азии. Шавкат Мирзиёев подписал ряд законов, направленных на поддержание светского характера узбекского государства.
При оценке дагестанских событий чрезмерное влияние, на мой взгляд, уделено иностранному вмешательству. Попытка объяснить большую проблему тем, что пришёл дядя со стороны и с того ни с сего раскачал ситуацию, является упрощением и говорит лишь о стремлении спрятать голову в песок, сделав вид, что ничего не происходит. Возмутительные беспорядки в Махачкале – свидетельство больших проблем в нашей национальной политике.
Нельзя делать скидок ни для каких "лидеров общественного мнения" из фанатичной религиозной ММА-тусовочки. А вот выводы сделали те, кто наблюдал за махачкалинской ситуацией со стороны. Например, Узбекистан, бросивший вызов разрушительному процессу радикальной исламизации.
31 октября текущего года президент Шавкат Мирзиёев подписал указ о внесении изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности Узбекистана. В нормативно-правовом акте – целый пакет мер, направленный на борьбу против исламизма и на поддержание светского характера среднеазиатской республики.
Введена ответственность за пропаганду многожёнства, "распространение соответствующих взглядов, идей или призывов, а также поощрение таких действий". Само многожёнство, естественно, запрещено узбекским законом, поскольку тот наследует советскую правовую традицию. Право на обладание несколькими жёнами, отметим, является неотъемлемой частью шариатского права (Та‘аддуд аз-завджат). Устанавливается ответственность за совершение религиозного бракосочетания между людьми, чей брак не зарегистрирован в органах государственной власти.
Новым указом Мирзиёева запрещается "публичное отрицание равенства женщин и мужчин, распространение соответствующих взглядов, идей или призывов, а также публичное оправдание и (или) поощрение подобного поведения". В отличие от наших краёв, где жалобы на "патриархат" обычно представляют собой во многом безосновательный лепет леволибералов, для Средней Азии проблема с правами женщин давняя и острая. Важнейшее решение президента Узбекистана касается запрета на ношение никаба – речь про закрывающий лицо женский головной убор с узкой прорезью для глаз. Наверняка москвичи не раз встречали таких мадмуазелей в столичной подземке, причём, как правило, женщины эти являются приезжими из Средней Азии.
Получается парадоксальная ситуация. В среднеазиатских республиках идёт активное наступление властей на исламизм, ведётся жесточайшая борьба за поддержание светского характера государства. Вплоть до того, что местные силовики, как жалуется американское "Радио Свобода"*, проводят рейды, в ходе которых насильно сбривает салафитские бороды исламским фанатикам и срывает с фанатичек хиджабы (не путать с никабами; хиджаб – широкую женскую одежду, скрывающую фигуру, запястья рук и шею – можно увидеть в Москве ещё чаще, чем "Гюльчатай, открой личико"). А как только заходит речь про необходимость введения аналогичных мер в России, начинается вой о том, что "не нужно трогать чужие традиции".
Выглядит данный аргумент весьма забавно, учитывая происходящее в Узбекистане. Если кто не в курсе, эта страна – колыбель исламской культуры. Входила в состав Арабского Халифата, подарила миру великого учёного, врача и философа Авиценну (Ибн Сину), а также Мухаммада аль-Бухари, автора собрания хадисов (преданий о словах и действиях Пророка), которые в суннитском исламе считаются наиболее достоверными книгами после Корана. Бухара и Самарканд являлись важнейшими центрами мусульманской культурной и религиозной жизни в раннем средневековье, не уступая таким городам, как Каир, Багдад или Дамаск. Для сравнения: окончательное закрепление ислама в Дагестане произошло в XVII веке, в Ингушетии – вообще в середине XIX века.
И Узбекистан ничто не останавливает в борьбе за светский характер государства. Поскольку превращать свою страну в очередной террористический имарат или Афганистан номер два, власти в Ташкенте явно не хотят. У нас же появляются люди, оправдывающие ношение никабов даже не в традиционно мусульманских регионах, а в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. "Традиции", видите ли, такие. Такой традиции на наших просторах, в том числе, и у кавказских народов, не было. Это явление наносное и связано с распространением радикальных течений.
В 2014 году разнос любительницам повторять фильм "Белое солнце пустыни" устроил глава Чеченской республики Рамзан Кадыров.
С этого начинали те, кто [совершал теракты] на улицах Грозного… Десятки девушек находятся в Сирии и других горячих точках. И они начинали с того, что закрывали лица. А теперь оказались в рядах террористов", – заявил глава ЧР.
К сожалению, полная некомпетентность отдельных наших чиновников, отказ от жёсткости в этих вопросах приводит к печальным результатам.
"В России приехавший из Средней Азии исламист, соблюдая правила конспирации, чувствует себя комфортнее, чем на родине. В том же Узбекистане при Исламе Каримове ядро исламистов было фактически уничтожено полностью. А оставшиеся в живых ушли в глухое подполье или покинули страну", – сказал ещё в 2017 году профессор Евразийского национального университета (Астана) Асылбек Избаиров.
К сожалению, мало что поменялось за прошедшие шесть лет. Практической же работы по пресечению в зародыше исламизма среди мигрантов существенно не прибавилось. Как показали события 29 октября, ситуацию упустили, увы, и на Северном Кавказе.
Ответ на вопрос "Что делать?" лежит на поверхности. Обеспечить самым решительным образом поддержание безусловного, без всяких причитаний, соблюдения светских традиций, что не противоречит ни православию, ни исламу, ни другим религиям. Сделать невозможным любое, даже маломальское проявление радикализма среди приезжих из Средней Азии и Закавказья. Как ни странно, брать пример нужно именно с исторической родины приезжих – ведь там им разгуляться не позволяют и всячески принуждают к светскости и отказу от игрищ в "страдающее средневековье".
Игорь Лисин