Автор Тема: Отношение ислама к сетевому маркетингу  (Прочитано 13530 раз)

Оффлайн ВодкуГлыть

  • V.I.P.
  • *
  • Сообщений: 1262
  • Репутация: 68
http://musulmanka.ru/journal/worldview/1434-zanyatie-mlm-v-islamskih-stranah-priznaetsya-nezakonnym.html

Сетевой, или многоуровневый маркетинг в последнее десятилетие прочно занял свое место среди торговых операций  нового времени.Однако он вызывает большое количество дискуссий и полярных мнений во всем мире. Недавно Дом фетвы Египта издал подробную фетву о соответствии концепции сетевого маркетинга шариату, на примере деятельности международной сетевой компании «Qnet».
 
Сетевой, или многоуровневый маркетинг в последнее десятилетие прочно занял свое место среди торговых операций  нового времени. В настоящее время в мире насчитывается 4000 тысячи только крупных сетевых компаний, годовой оборот которых более трехсот миллиардов долларов. Во многих странах были приняты законодательные акты, регулирующие этот вид бизнеса. Однако он вызывает большое количество дискуссий и полярных мнений во всем мире. Часто к сетевому маркетингу относят также мошеннические финансовые и торговые пирамиды, которые впервые появились в Америке  в конце 60-х – начале 70-х годов. Они собирали деньги с граждан, обещая за это колоссальные дивиденды. Впоследствии, в результате длительного расследования было доказано, что метод продвижения товаров, называемый многоуровневым маркетингом, не является «жульнической пирамидой», однако термин «пирамидальный маркетинг»  сегодня считается практически синонимом сетевого маркетинга.

То, что понимается под сетевым маркетингом сегодня, это концепция реализации товаров и услуг через сеть независимых сбытовых агентов (дистрибьютеров), каждый из которых, помимо сбыта продукции, обладает правом привлекать партнеров, получающих аналогичные права. Доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений, зависящих от объема продаж, совершенных привлеченными ими сбытовыми агентами.

Ученые-правоведы исламского мира на протяжении ряда лет обсуждают этот вопрос с точки зрения соответствия этого вида бизнеса требованиям законности, выдвигаемым шариатом.  Отмечается, что «сетевой маркетинг»  - это одно из новых явлений современности. Причем очевидно, что оно существует и практикуется во множестве форм, пусть даже и имея в чем-то главном общие черты. Заключение о шариатской законности сетевого маркетинга должно даваться по каждой форме его проявлений отдельно. Невозможно дать общее заключение для всех. Поэтому при издании фетвы, как правило, указывается,  какая именно компания имеется в виду. Так, в 2004 году появилось заключение богословов Постоянного комитета фетв Саудовской Аравии, где говорилось о запретности торговой деятельности компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира», а также других компаний подобного типа.

Совсем недавно, в декабре 2011 года, ученые Дома фетвы Египта издали богословско-правовое заключение (фетву), относительно запретности сетевого маркетинга в мусульманских странах. В качестве  основы была взята деятельность сетевой компании “Qnet”.   Были проведены подробные консультации со специалистами и людьми, работающими в этой области, исследована ситуация, создавшаяся в секторе сетевого маркетинга в Египте в настоящее время. В частности, была проведена встреча с координатором деятельности одной из компаний, работающих по принципу сетевого маркетинга в регионе Ближнего Востока. В результате стали ясными детали этой деятельности, которые были неизвестны ранее. Также были проведены встречи с противниками сетевого маркетинга, и выслушаны их аргументы. В-третьих, были проведены консультации с независимыми экспертами в области экономики и общественных наук, где обсуждались как положительные, так и отрицательные стороны системы многоуровнего маркетинга.

После этого Совет фетвы сформулировал свои выводы относительно этого вида финансовых операций. В них, в частности, говорится, что сетевой и «пирамидальный» маркетинг следует понимать как явления одного порядка - это система реализации товаров через цепочки сбытовых агентов, разветвляющихся по принципу дерева. Компания стимулирует продажи своего товара, назначая материальное вознаграждение покупателю за т о, что он приведет других покупателей. Происходит снижение расходов на реализацию и продвижение  товара путем снижения числа посредников и осуществления прямых продаж.

Важно отметить, что одной из основных особенностей прямых продаж является отсутствие законов, ограничивающих и организовывающих работу компаний в этой сфере. Экономический анализ этого вида финансовых операций выявляет ряд отрицательных сторон. Важнейшими из них являются:
 
-  Отсутствие финансового контроля со стороны государства.
-  Отрицательные последствия этого вида торговых операций для экономики региона, поскольку операции производятся в иностранной валюте, и в ней же делаются накопления.
-  Отрицательные последствия для формирования и поддержания общественных ценностей, поскольку производится пропаганда и стимулирование  «неправильной» формы потребления. Делается расчет на получение быстрой выгоды, не являющейся результатом увеличения объемов производства.
-  Отрицательные последствия для традиционной  торговли, поскольку подменяет понятие бизнеса, управляемого и регулируемого административно, на  бизнес, свободный от руководства, несущего ответственность и контролирующего процесс. Также остается неподконтрольной законность методов и средств, используемых в работе.
-  Подмена понятия «частичной занятости», и превращение ее в «постоянную занятость» - работу, занимающую  все свободное время.
-  Отсутствие  экономической и юридической защищенности человека, вовлеченного в этот бизнес, поскольку  в исламских странах пока не существует законов, регулирующих отношения между сетевой компанией и покупателем.   

В добавление к вышесказанному, способ совершения данного вида торговых операций является не более чем средством получения быстрой прибыли – будь то владелец компании или ее работник.  Несмотря на то, что в торговой операции участвует продукт, он не является предметом торга, а всего лишь прикрытием. Продается сам способ ведения бизнеса, а не товар. Тот, кто покупает товар, может совсем не нуждаться в нем, а делать это лишь для вступления в партнерские отношения с компанией. Такие торговые операции являются запрещенными шариатом. Специалисты предостерегают, что распространение подобного вида деятельности может обесценить традиционные виды бизнеса, в которых также используется посредничество в различных его формах.
Более того, со временем обнаружилось, что практика продаж таким способом толкает людей на действия, противоречащие нравственным нормам.  В стремлении привлечь покупателя, продавец прибегает к обману и различным ухищрениям, делая, например излишний акцент на выплате комиссионных, отодвигая на задний план основной предмет сделки – продажу товара. Между тем, одним из условий законности сделки является отсутствие в ней подобных  «сомнительных» явлений.

Данное заключение сделано относительно деятельности конкретной компании. Важно знать, что согласно мнению ученых ханафитского мазхаба, сделки, признаваемыми в незаконными на территории исламских государств, могут быть дозволены и законны в неисламских странах. Однако это при условии, что законы и финансовые институты неисламских государств разрешают этот вид бизнеса, и упорядочивают его законодательно.

Гульнара Мухамедова
Полный перевод фетвы о сетевом маркетинге Дома фетвы Египта в скором времени читайте на сайте www.dar-alifta.org .


"Человеческая глупость - капитал, который невозможно растратить." (Граф Калиостро)

Оффлайн zombi

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • Репутация: 0
Re: Отношение ислама к сетевому маркетингу
« Ответ #1 : 20 Октября 2012, 13:39:34 »
Дикари, что с них взять. Амвэй вон свое христианское братство имеет.
Хотя в принципе логично. Подавляющее большинство МЛМ шарашек являются дивными мозгомойками. А клининговые услуги межушного ганглия любая церковь считает исключительно своей монополией.


« Последнее редактирование: 20 Октября 2012, 13:41:33 от zombi »

Оффлайн Onkel

  • Гл. модератор
  • *
  • Сообщений: 5322
  • Репутация: 200
  • Был-бы лох, а МЛМ ему найдётся!
    • полюбите МЛМ
Re: Отношение ислама к сетевому маркетингу
« Ответ #2 : 21 Октября 2012, 13:57:10 »
Да, у меня даже имеется скан фетвы на арабском языке. с переводом на английский.
МЛМ - грех.
"Ваши деньги не пропали, нет! Они теперь просто у других людей." - закон сохранения в МЛМ работает.

Мой канал на Йутупе: https://goo.gl/sTj4Uu