kritikus, как говаривал нелюбимый всеми МЛМ-щиками Генри Форд: "Предприниматель должен руководствоваться одним-единственным правилом: производить ка можно более качественныйф товар по как можно более низкой цене и платить за это своим работникам как можно более высокую заработную плату". Обеспечивать своих работников необходимыми условиями для труда, заниматься их социальным обеспечением, платить достойную зарплату работодателю наоборот выгодно - так он удерживает у себя ценных для него специалистов, мотивирует их лучше трудиться. Вы прям живете как не при капитализме, а при рабовладельческом строе - при котором рабы для хозяина ничего не значили. По поводу того, "как устроена жизнь". На работе не все кадры одинаково ценны, потому и отношение к ним разное. Джек Уэлч, президент "Дженерал Электрик" в течении 20 лет, придумал правило "20-70-10", суть которого заключается в следующем: персонал компании можно разделить на три категории: A, B и С.
Категория A - талантливые, энергичные и креативные люди, главныи их качества: способность быстро принимать сложные решения и ответственность. Таких людей по Уэлчу в любой компании 20%. Этих работников надо поощрять в первую очередь: они получают прибавки к зарплате, имеют право на покупку акций компании, лучшие условия для труда: более уютные кабинеты и лучшую оргтехнику, однако главное - для них открыт путь для продвижения по службе.
Категория B - компетентные сотрудники, но не обладающие инициативой сотрудников категории A. Это люди, которые выполняют качественно что им поручат, но и только. Сложные управленческие решения они не могут принять, как и взять на себя ответственность за что-то большее, нежели их непосредственные обязанности. По Уэлчу таких в компании - 70%. Их тоже нужно поощрять материально прибавками к зарплате и т.п., однако в меньшей степени, нежели категорию A, и главное - путь на верх для продвижения по службе для таких работников должен быть закрыт.
Категория C - балласт, работники, не исполняющие должным образом свои обязанности. По Уэлчу их соответственно 10%. Такие люди подлежат увольнению. Причем процесс увольнения, как и процесс поощрения должен проходить непрерывно - в компанию приходят новые люди, оказывающиеся в любой из трех вышеперечисленных категорий. Когда Джек Уэлч Возглавил в 1981 году "Дженерал Электрик", в компании трудилось 400 тысяч работников. За последующие пять лет Джек Уэлч, избавляясь от категории C, сократил персонал компании до 200 тысяч, за что получил прозвище "Нейтронный Джек" - по аналогии с нейтронной бомбой, которая убивает все живое, однако оставляет в целости офисы и оборудование.
Как видите,kritikus, трудовые отношения работник-работодатель устроены намного сложнее, чем Вы себе представляете. Как ни жесток был "Нейтронный Джек", но ценных работников он холил и лелеял, он вырастил для своей компании несколько поколений менеджеров высшего звена, и кадровая политика Уэлча очень благотворно сказалась на самой компании. ИМХО, байки о том, как плохо работать "на дядю" как раз распространяют те самые 10%, которых бы "Нейтронный Джек" с радостью вышвырнул бы под зад коленом. Кстати, kritikus, как думаете, сколько б месяцев Вы смогли бы проработать в "Дженерал Электрик" в 80-х годах, пока Вас не выставили б за ворота?