Vika, спасибо за книгу (ее бы в раздел литературы), но я хотела брать уровнем выше - не бытовой, когда нами манипулируют рядовые граждане-мошенники, а идеологический, который используется в целях компаний, государственных подразделений и пр. - когда мутят мозги целой части нации в своих каких-то (в т.ч. меркантильных) целях. Что-то вроде 26-го кадра. Это посложнее. Там много простых, но хитрых вещей и подводных течений.
Добавлено: [time]11 Мая 2010, 14:55:21[/time]
Манипуляция используется для одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера к совершению определенных действий.
К ней иногда прибегают бессознательно. Это мы видим все на бытовом уровне – манипулируют взрослые и дети, мужчины и женщины (из чувства долга/вины, унижения/самоутверждения, страха/угрозы). Это все упирается в базовые потребности (поддержки, восхищении и уважении) – потребности в безопасности. Если это подавить в себе – жизнь будет спокойной, но болотом.
Но нас интересуют другого рода манипуляции. Которые сродни психологическому оружию. Многая реклама да и фильм «Секрет» кажутся доброй заботой о людях. Наша психика такова, что даже понимая абсурд, подсознательно стремится в более приятное. Нас приучают слушать. Медиа работают на природе человека. А природа не знает морали.
Медиавирусы – они контролируют инфосферу. И тут все упирается в нашу медиакомпетентность или медиаграмотность.
Понятно, что медиатекст может иметь сложную структуру. А нам надо разобраться в правдоподобности информации. У автора есть замысел (цель текста), его надо реконструировать + подключть свою точку зрения. Это могут не все. Увидеть разницу между фактами и мнениями и т.д.
Существует, оказывается (я рада этому), понятие «медиакультура» - диалогичный способ взаимодействия с информационным обществом, включающий ценностный, технологический и личностно-творческий компонеты.
Информационная культура – часть общей культуры личности, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по удовлетворению информационных потребностей.
Модель информационной культуры человека включает компонент культуры личности (знания, ценностно-целевую ориентацию, опыт познавательной деятельности и др.).
Выделяют функции информационной компетентности:
- нормативная, познавательная, адаптивная, оценочная, интерактивная.(вот и смотрите, что нам подходит).
Кстати, следует помнить, что не вся поступающая информация трансформируется в знания, т.е. информация селективна.
Специалисты ломают голову над тем, кого можно назвать медиакомпетентным. Как ни странно, я прорывалась в область психологии, но там ничего не нашла - хотя это хлеб психологов, даже была удивлена, открыв сайт официального журнала «Вопросы психологии», нашла надрекламную полосу «Фильм «Секрет работает» (и сноска на сайт) + «От создателей фильма «Секрет» - тренинг личностного роста и развития» (и сноска на сайт). Я ужаснулась.
В Германии, например, еще в 90-е под медиакомпетентностью понималась способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа».
Никто не отменял и здесь понятия «использовать», «анализировать», «оценивать» - в качестве умений.
Американец С.Бэрэн (2002) выделяет:
- способность отфильтровывать «шум»,
- понимание силы влияния медиатекстов,
- способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно,
- развитие компетентного предположения о содержании медиатекста,
- знание условностей жанров и способность определять их синтез,
- способность критического размышления,
- знание специфики языка различных медиа и способность понимать их воздействие, независимо от сложности.
В итоге стали различать высокий, средний и низкий уровень развития компетентности. И, оказывается, все не так просто, там столько премудрости, хотя интуитивно каждый чувствует, где он.
Начальный параметр - мотив контакта (он м.б. гносеологическим, гедонистическим, психологическим, моральным, эмоциональным, эстетическим, терапевтическим) и т.д. и т.д. Это и понимание воздействия медиа на личность и общество.
Для меня было интересным факт того, что средний уровень – характеризуется стремлением извлечь нравственные уроки, стремлением к психологическому «лечению».
Уровни перцепции (восприятия) – высокий, средний и низкий.
Высокий - по уровню идентификации – отождествления с автором (сохраняет свою идентификации)
Средний - отождествляет себя с героем,
Низкий – у тех вообще наивнореаличтическое восприятие.
У медиа терапевтический эффект и феномен компенсации – восполнения чувств и переживаний, недостающих в жизни.
Далее. Добавьте умение сравнивать этические решения с решением в других произведениях. Умение оценивать этическую ответственность медиапродюсеров и составителей репертуара.
Принципы медиа (их много, беру то, что нам подходит по жанру):
- синтез естественного и сверхъестественного,
- обращение не крациональному, а к эмоциональному через идентификацию,
- «волшебная сила» примеров,
- компенсация – иллюзия осуществления заветных, но не сбывшихся желаний,
- продуманный порядок смены кадров,
- включенность в события, когда человек непосредственно проявляет себя действующим или пребывает в иллюзии действия,
- централизация культурной перспективы, фокусирующейся в пространстве человека, где весь мир воспринимается ориентированным на него,
- сходство медиатекста с состоянием сна (через прием «метафора сновидения»).
Медиаэффекты бывают долгосрочные и сиюминутные.
Учитываются при создании медиапродукта социологический, исторический, ценностный контекст.
Показался занимательным прием «маргинализация» - когда называется враг и вся реакция направляется народом на него. Было такое.
Подвожу итоги.
Критическое мышление:
- различает факты, поддающиеся проверке и ценностным утверждениям,
- определяет надежность утверждения или источника,
- определяет точность утверждения,
- различает гарантированное и негарантированное утверждение,
- выявляет предвзятость,
- идентифицирует явные и неявные предположения,
- распознает логические несоответствия,
- определяет силу аргумента.
Добавлено: 11 Мая 2010, 14:56:58
Ну вот, набирала текст, выделяла по-разному заголовки, а тут на тебе и всё голенько. Ну, да ладно, уже сил нет.