Любопытная статейка (извиняюсь, многа букаф)
БАНДИТСКИЙ ПАТРИОТИЗМ или КАЗАХСКАЯ МЕЧТА
Режиссер- постановщик фильма Еркен Рахишев неоднократно заявлял, что фильм снял с целью пропаганды патриотизма, уважения к государственным символам и языку, национальной культуре, межнационального согласия, веротерпимости среди подрастающего поколения казахстанцев. Снова приведу отрывок из пресс-релиза:
"Кинематограф обладает большими возможностями при пропаганде национальной идеи, воспитании патриотизма формирования мировоззрения подрастающего поколения. В современном Казахстане подобные ресурсы киноискусства используются не в полной мере.
Исходя из этого, киностудия детских и юношеских фильмов «Жас улан» сняла молодежный фильм воспитательно-патриотического характера "Жаралы сезiм», в интересном для подрастающего поколения жанре драма-"экшн».
"Воспитательно-патриотический характер фильма»... Звучит убедительно. Но в чем же этот самый характер проявляется? Патриотический характер фильма проявляется в том, что всем казахстанцам надо говорить на государственном языке. Все герои фильма «Жаралы сезiм» говорят на казахском языке. Ну, не прямо на чистом, литературном казахском, а на таком... к которому русский немного подмешан. Для авторов ничего страшного в этом нет. «Ертем врачка барамыз» или «делосын алып келiндер»... Или же "ей, сен не, крутойсын ба?» — так на протяжении всего фильма выражается герой по имени Иван, представитель русской диаспоры. Кстати, если верить Ивану, разговорный казахский язык, оказывается, умещается всего-навсего в 366 либо 367 (в случае високосного года) слов. Поскольку герой фильма выучил государственный язык всего за один год. Он использовал свой уникальный метод обучения: заучивал ровно по одному слову в день, зная до того лишь слово «дос» («друг»). Так почему же в таком случае всем русскоязычным казахстанцам не научиться говорить по-казахски, вдохновившись простым и уникальным методом Ивана? Единственный патриотический момент в фильме, если быть точным, своеобразное уважительное отношение к государственным символам. Имеется в виду эпизод тренировок в спортзале, на стене которого, бросаясь в глаза, красуется большой флаг Казахстана. Но во имя чего тренируются герои фильма? Оказывается, для того, чтобы добывать средства к существованию путем применения физической силы, насилия: «крышевать» одних предпринимателей, вымогать деньги у других. Поэтому нарочитое использование государственного флага в этих сценах неуместно и вряд ли вызовет чувство гордости за госсимволы у настоящих патриотов зрителей. Получается, что горячая четверка парней сердцем и душой патриотов говорит на государственном языке (правда, немного мутированом), уважает государственные символы, однако не хочет зарабатывать на жизнь честно, вступать в ряды порядочных граждан - налогоплательщиков. Они любят свою Родину, но налогов не платят. Тут мне вспоминается юмористическое шоу «Городок». Нового русского интервьюирует телерепортер. Спрашивает: «Вы любите свою Родину?» — «Да люблю, могу даже жизнь за нее отдать, если надо будет!» И тут журналист задает провокационный вопрос: «Скажите, а вы налоги платите?» «Я любовь за деньги не признаю» — гордо отвечает тот и уезжает на своем «Мерседесе». Также и герои фильма Еркена Рахишева не признают любовь к своей Родине за деньги.
Какое же мировоззрение формирует фильм? После премьерного просмотра «Жаралы сезм» в доме кино было предоставлено слово народному артисту Казахстана, известному актеру театра и кино Асанали Ашимову. Он похвалил фильм и, то ли в шутку, то ли всерьез сказал, что «всю свою жизнь мечтал хотя бы в вытрезвителе посидеть, а вот герой фильма отмотал срок в тюрьме — молодец, настоящий джигит! Вот какими надо быть всем настоящим мужчинам!»
Контингент зрителей премьерного показа - друзья, родственники, знакомые авторов фильма, исполнителей ролей и так далее. Почти каждый из этих зрителей знает, хотя бы заочно, хоть кого-то из сьемочной группы...Посмотрев фильм, рассказывает о нем своим друзьям, те - своим: «Пойдем, посмотрим, что снял мой дядька (брат, сват, зять...). Смотри-ка - неплохо, жизненно!»
Герои фильма — четыре друга: Канат, Иван, Сократ и Боксер. По аналогии — Саша Белый, Космос, Пчела, Фил. Четыре друга-бандита - не разлей вода. Промышляют "крышеванием», вымогательством; впоследствии легализуются, открывают фирму. Это своего рода «казахская мечта»: начать ни с чего и затем добиться своего, но не самым честным путем, а более легким — криминальным. Всем известен миф об «американской мечте»: когда герой приезжает в Америку буквально ни с чем, но благодаря уму, трудолюбию, терпению и вере достигает желаемого. Он находит свою любовь, начинает хорошо зарабатывать... В общем, у него появляется все необходимое для счастливой жизни. А Еркен Рахишев, осознанно либо неосознанно, создает в своем фильме новое мифическое понятие: "казахская мечта». «Казахская мечта» — приехать из провинции в большой город абсолютно без ничего. Без образования, связей, денег. Затем - влиться в преступную группировку. Сила есть, остальное - маловажно. «Крышевать» одних, «гопстопить» других, и так - пока не поймают. Потом отмотать свой небольшой срок и выйти на волю. А там братки уже приготовили кресло директора вполне легальной фирмы и черный «Лексус» впридачу. Да тут еще и старая любовь вдруг нашлась с подросшим уже сынишкой, никаких тебе хлопот — пеленки, распашонки... Живи да радуйся! «Судьбой героев мы хотели предостеречь молодежь, показать, к чему может привести ранняя подростковая беременность, жажда легкой наживы криминальным путем» - говорит режиссер о своем фильме в интервью нашему изданию. Хотя, как мы видим из фильма, оказывается, ни к чему особо страшному это не приводит. Подумаешь, отсидишь каких-то несколько лет на зоне, выйдешь... И ты уже — легальный преуспевающий бизнесмен, директор мебельной фирмы.
Воспитательная суть, очевидно, сводится к тому, что девушкам, в случае их неожиданной внебрачной беременности, ни в коем случае не следует писать заявление на своего любимого, пусть даже на том настаивает строгий отец. В противном случае проблем обрушится масса. Если бы Арай не написала заявление, не подался бы в бега Канат в Алматы, не стал бы там бандитизмом промышлять, не сел бы в тюрьму. И не стала бы сама Арай убегать беременной от своих родителей вслед за возлюбленным, не мучилась бы в большом городе от социально-бытовых проблем, не стала бы матерью-одиночкой, да и вообще - не страдала бы от невзгод. Интересно только то, что родители Арай умудрились найти ее только спустя год-полтора. Любопытно и то, что Каната полицейские так оперативно арестовали, когда он сидел себе спокойно на большом камне в ожидании отлучившихся на минутку друзей. Это надо же: какая-то невероятно ясновидящая полиция, все знает: где, когда и на каком именно камне будут сидеть бандиты - то есть Канат с друзьями. Друзей, правда, арестовать не удалось. Канат их, как и полагается настоящему джигиту, не сдал. Зато те, в свою очередь, спокойно наблюдали затем, как скручивают Канату руки, заталкивают его в патрульную машину. Пока их друг сидел, они не то чтобы не помогли материально, даже парой строк письма не поддержали. Как-то не «по понятиям» поступили. Но самое удивительное, что зрителю так и не объясняется: а за что конкретно посадили-то Каната? Фильм полон таких удивительны моментов.
Отбросив в сторону все, касающееся содержания фильма, остановимся на его форме. В данном случае диалектическая закономерность – "форма должна соответствовать содержанию" - соблюдена в абсолютной степени. В форме фильма (построении мизансцен, композиции, монтаже и озвучании) творится такой же беспорядок, как и в его содержании. Откровенно слабая драматургия, неубедительная игра актеров, огромны куски кадров и планов, никак не связанных между собой. Артикуляция героев не соответствует произносимой с экрана речи. Чрезмерное обилие низкосортного музыкального сопровождения. Все это и, к сожалению, многое другое вызывает эстетическое неприятие картины профессионалами и той частью зрителей, что знает толк в кинематографе.
В определении авторами жанра фильма как драма-«экшн» явно лишней является вторая часть — слово "экшн». Как можно назвать это «экшн» («действием»), когда на протяжении всего фильма тянутся совершенно лишние скучные кадры, когда напрочь отсутствует динамика действий, когда нет как такового конфликта в сюжетно-фабульной основе фильма?
Один из исполнителей роли в картине «Жаралы сезiм» прямо во время просмотра на премьерном показе в доме кино сказал мне: «В принципе, такие фильмы тоже нужны. Для того, чтобы студенты-киношники знали наглядно, как нельзя снимать кино».
На что хотел «запрограммировать» молодых людей режиссер?
Режиссер- постановщик фильма «Жаралы сезiм» Еркен Рахишев явно противоречит своим словам. Г-н Рахишев в интервью нашему журналу в сентябре прошлого года говорил: «Сегодня в Казахстане подрастает целое поколение с искаженным представлением о добре и зле. Украсть у государства, получить или дать взятку для них - почти геройство. Надо дать понять молодежи, что истинная цена человека измеряется тем добром, что он сделает для других людей, а не той суммой, которую он сможет своровать или получить в виде «мзды». Иными словами, посредством киноиндустрии можно «запрограммировать» молодых людей на честность, законопослушность, патриотизм, успешность... Между тем, я считаю, что сегодня нам как воздух нужны кинофильмы, в которых закладывалась бы правильная модель поведения молодежи. Кинофильмы, где юноши и девушки получали бы ответ, что хорошо, а что плохо. Нужны положительные герои, которым хотелось бы подражать. Исходя из этих размышлений, я, собственно, и пришел к идее создания киностудии детских и юношеских фильмов». Идея хороша, а что мы видим в итоге на экране? На самом деле, все задуманное вышло с точностью до наоборот. Зритель видит Каната, неискушенный — захочет ему подражать. Подумаешь - приедешь в южную столицу, «подвигаешься» слегка там-сям, а если «повяжут», отсидишь немного и выйдешь. А на воле, по-любому, братва все организует. И на «реальную» работу устроит, и «навороченную» машину подгонит. Очень даже неплохо! Или же еще лучше, взгляните на Сократа и Ивана, которые «реально задвигались»: «краса вчи ки »!!!
Обидно то, что многие отечественные фильмы режиссеров-профессионалов, достойные проката в первую очередь, вообще не попадают в текущие репертуары кинотеатров. Вряд ли ошибусь, утверждая, что у авторов «Жаралы сезiм» имеются хорошие связи, много влиятельных знакомых, которые и сделали свое дело: поддержали в организации съемок фильма, устроили помпезную премьеру в доме кино, прокат в кинотеатре «Казакстан». И, разумеется, устроили рекламу в виде восторженных отзывов в казахскоязычных СМИ. Стоить отметить, что автором идеи фильма является лауреат Государственной премии РК, академик Инженерной академии, президент Союза ученых Казахстана, директор Института экономики МОН РК, доктор экономических наук, профессор Оразалы Сабден. Учитывая авторитет его личности, на премьеру фильма были приглашены видные политические и общественные деятели. Однако немногие из них досмотрели фильм до конца. В числе последних был и председатель Республиканской партии патриотов РК Гани Касымов, покинувший зал, через получаса после начала фильма. Явление, когда в ту или иную профессиональную сферу деятельности, в особенности творческую, приходят абсолютные дилетанты, уже становится, обыденным. Возьмите, к примеру, эстраду — поет не тот, у кого есть талант, а тот, у кого деньги. Это прямо как в казахской пословице «Ауызы кисык болса да, байдын баласы сойлесiн» («Пусть и криворот байский сынок, но и ему хочется слово молвить»).
В заключение хочется, резюмируя все вышеизложенное, сказать, что фильм «Жаралы сезiм» и в самом деле оставляет после просмотра раненое чувство... Раненое чувство гордости за национальный кинематограф, уровень эстетического восприятия отечественного зрителя...
Баубек НОГЕРБЕК, киновед.