Несмотря на попытку автора дать всестороннюю и вроде как независимую оценку возможностей традиционного бизнеса и МЛМ, все-таки очень заметно, за какую сторону выступает сам автор. А поэтому начинаешь сомневаться и в объективности.
Я сама сейчас решаю вопрос о том, стоит ли мне идти в частники или присоединиться к МЛМ организации. Об МЛМ знаю достаточно давно, у меня есть несколько знакомых, которые являются консультантами подобных компаний. Причем, вы не поверите, это адекватные люди, которые не заваливают меня приглашениями на презентации и предложениями купить «этот супер-пупер мега крем, который поможет и от морщин, и от прыщей, и от целлюлита».
Со всем сказанным в статьях я согласна, за исключением пары моментов. Однако хотелось бы кое-что дополнить.
Например, в статье говориться, что если вы работаете на «плохую» традиционную компанию (несоблюдение ТК РФ), то прежде чем хаять работу на дядю и кидаться в предприниматели, попробуйте устроиться на нормальную работу. Так же и с МЛМ – если вам не повезло со спонсором или вы изначально выбрали какую-то «мутную» организацию, подождите лить дерьмо на все МЛМ фирмы.
Вот в дальнейшем я буду говорить о нормальных МЛМ фирмах, а не лохотронах.
Несколько комментариев по сравнению своего бизнеса и МЛМ:
Про пункт «Стартовый капитал»
Во-первых, в сетевых компаниях упор ставиться не только на отсутствие необходимости в стартовом капитале, но и на необязательности специализированных знаний и умений.
В примерах автора хорошо видно, что его знакомые стали предпринимателями, обладая определенными навыками. Т.е. они уже кое-чего достигли, а потом рискнули стать ИП.
В сетевом бизнесе можно действительно начать с нуля – всему научишься в процессе работы. Да и какие нужны спец. знания, чтобы продавать, например, косметику? С бухучетом и программированием, имхо, несравнимо.
В принципе, и частником можно стать без опыта и навыков, и всему научиться, набив шишки. Но в этом случае у вас не будет учителей, заинтересованных в вашем успехе, а неудачи, скорей всего, будут бить по карману.
Кроме того, многое зависит от вида деятельности. В приведенных автором примерах действительно не требовались капиталовложения. Но для многих свой бизнес – это открытие магазина или бара. Здесь без кредита не обойтись. А вот в МЛМ все-таки можно, несмотря на утверждения автора об обязательных семинарах, платной регистрации, покупке литературы и прочем. Особенно порадовали пункты «закупка продукции фирмы» и «покупка костюма, часов, машины», чтобы произвести впечатление =) Это мне кажется вообще уже притянутым за уши.
Для начала, в нормальной сетевой компании, консультанты получают прибыль за «работу» приглашенных ими людей, а не за факт регистрации. Поэтому стоимость регистрации обычно символическая. В компании, к которой присматриваюсь я, она составляет всего 150 рублей, а во время проведения акции – целых 10 рублей)
Обучение основам, по идее, проводится бесплатно. Ведь люди, которые вас пригласили, заинтересованы в вашем успехе, а значит, научат, как и что делать.
Далее цитирую:
«Спонсоры ненавязчиво намекнут Вам, что самостоятельно этот бизнес не построить, что просто необходимо учиться строить бизнес (и ведь и тут не поспоришь), а для этого Вам просто совершенно необходимо посещать сборы группы (не за бесплатно), приобретать т.н. обучающую литературу (ой как недешевую).»
Т.е. для сетевиков семинары желательны, а для частников – нет. Частники, видимо, изначально все знают и у них нет нужны в обучении и консультации со специалистами, так? =)
Ну смешно же. Во-первых, посещение семинаров по желанию.
Во-вторых, если спонсор сообщает вам о проводимом мероприятии, то, наверное, он хочет, чтобы вы туда пошли и чему-то научились, извлекли из него что-то полезное, чтобы потом улучшить свою работу. Т.е. семинары нужны в первую очередь вам, а не вашему спонсору. Автор же сам пишет «ехать в другой город, жить там за свой счет» - т.е. даже автор согласен, что деньги идут не спонсору, и спонсор с этого ничего не имеет, у него нет корыстного смысла отправлять вас на семинар «просто так».
Естественно, если хочешь стать ИП (не важно через МЛМ или сам), то придется заняться самообразованием, почитать дополнительную литературу, пообщаться с умными людьми и т.д. Но деньги на это вы тратите по желанию и в обоих случаях, а не только в сетевом бизнесе.
Теперь про закупку пробников и продукции.
Пробники стоят так же символически – это раз. Существуют специальные наборы для новичков с большой скидкой. Во-вторых, покупать их на первых порах не обязательно. Если кто-то хочет посмотреть пробник конкретной помады – попросите этот пробник у спонсора.
Я не думаю, что покупка пробников – это такой огромный минус, на который стоит обращать внимание.
По поводу пользования продукцией.
Я считаю, что если вы предлагаете кому-то что-то купить, то вы должны сами пользоваться этой продукцией, и она должна вам нравится. Это даже не обсуждается. А как иначе продавать? Заведомое «г»? А готовы ли вы строить бизнес, продавая г? Не важно какой – сетевой или нет.
Насчет кредита на покупку офиса, дорогого костюма и часов.
Вот если вы открываете свой бизнес – да, вам это необходимо (о чем автор упомянул как-то вскользь, но зато необоснованно раздул в части по МЛМ).
А вот если вы идете в сетевую компанию, то с этим можно и повременить.
Ведь на первых порах вы «учитесь». Вы приглашаете людей, но презентацию проводит спонсор, а вы сидите рядом и «учитесь». Потом начинаете вести сами, а спонсор, который рядом, вас «страхует» и только потом вы отправляетесь в свободное плавание. Поэтому сначала произвести впечатление вам помогут офис спонсора, костюм спонсора и его же часы.
Ваши презентации и презентации присоединившихся к вам людей сначала проходят в офисе спонсора, и только потом, когда ваша сеть растет и вам становится тесно, вы «отпочковываетесь» и снимаете свой офис. Но к тому времени у вас уже должны быть на это деньги.
А иначе по словам автора выходит, что вы с самого начала платите за регистрацию, семинары, костюмы, офисы, накупаете продукции и пробников и так далее. Это скорее нужно для своего собственного бизнеса, а в случае МЛМ этих капиталовложений можно избежать.
Если же с вас начинают тянуть деньги и за то, и за это – значит, вы выбрали не ту сетевую компанию.
Так же можно отметить некоторое «перетягивание» и в пунктах про персонал и, тем более, про отношение окружающих.
В общем, идея беспристрастного сравнения просто прекрасна, но мне не нравится это необоснованное передергивание. Мне бы очень хотелось хотя бы раз увидеть в сети «объективную» информацию по МЛМ, объективное сравнение с другими видами заработка, но пока я встречаю либо восторженные сопли, либо литры говна. Редкие попытки по справедливости оценить возможности традиционного, частного и МЛМ бизнеса всегда так или иначе дают перекос в сторону =(