Всем доброго времени суток.
Хотел создать тему в рабочем кабинете, но не знаю, все ли туда имеют доступ.
И ещё...
Здесь на форуме присутствуют квалифицированные юристы, а я, сугубый технарь, лезу в правовые вопросы, как бы, не в своё дело. Так что сильно не пинайте
Итак, мысли о правовом регулировании отрасли такого вида деятельности, как MLM. Попробую некоторые позиции прокомментировать прямо по ходу. Тезисно, как просил Сергей Евгеньевич.
Вариант первый – радикальный. (почти экстремистский, но, IMHO, имеющий право на существование)
Настоящий закон устанавливает, что любая маркетинговая деятельность, следствием которой является возможность участника получать выгоду не только от собственной экономической деятельности, но и от деятельности привлечённых им других участников, считается незаконной.
Комментарий:
Смысл – полный запрет получения любого профита от деятельности привлечённых дистрибьюторов любого уровняВариант второй – менее радикальный.Настоящий закон устанавливает, что любая маркетинговая деятельность, следствием которой является возможность участника получать выгоду не только от собственной экономической деятельности и деятельности привлечённых им других участников, а так же участников, привлечённых привлечёнными участниками (доход от деятельности привлечённой группы) считается незаконным.
Комментарий:
Допустимо получение какого-либо профита только от деятельности «фронта». Полный запрет на получение любого профита «из глубины».Вариант третий – либеральный.Определения.1. Многоуровневый маркетинг (сетевой маркетинг) — такой вид коммерческой деятельности, при котором создаётся сеть независимых участников маркетинговой деятельности, каждый из которых, помимо покупки, сбыта, рекламы продукции, также обладает правом на привлечение других участников, имеющих аналогичные права, при этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных либо иных вознаграждений, в том числе за коммерческую деятельность привлечённых участников.
2. Компания-организатор – коммерческая организация, которая берёт на себя обязательства по производству и/или поставке продукции или услуг (далее – товар) для распространения независимыми дистрибьюторами. Кроме того, компания-организатор принимает на себя обязательства по обеспечению дистрибьюторов рекламными и информационными материалами, учет результатов коммерческой деятельности независимых дистрибьюторов, осуществляет расчёты с независимыми дистрибьюторами.
3. Независимый дистрибьютор – участник маркетинговой деятельности, осуществляющий на свой риск самостоятельную деятельность. Независимый дистрибьютор не является сотрудником компании-организатора. Правоотношения компании-организатора и независимого дистрибьютора определяются двухсторонним договором между компанией-организатором и независимым дистрибьютором.
4. Маркетинг-план – приложение к договору между компанией-организатором и независимым дистрибьютором, полностью и однозначно определяющий порядок и размер начисления бонусов за маркетинговую деятельность независимого дистрибьютора.
[хорошо бы ещё определить понятие "бонус"]5. Деятельность независимого дистрибьютора по донесению информации о товаре до конечного покупателя является рекламной и регулируется Федеральным Законом №38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе».
Обязанности и ответственность компании-организатора.6. Компания-организатор обязана обеспечить дистрибьютора полной и достоверной информацией о продаваемом товаре.
Компания-организатор обязана проводить обучение независимых дистрибьюторов, информировать их об особенностях их коммерческой деятельности, действующих ограничениях, ответственности, особенностях законодательства, регулирующего деятельность независимого дистрибьютора.
7. Компания-организатор совместно с независимыми дистрибьюторами несёт ответственность за информацию, предоставляемую независимыми дистрибьюторами.
8. Компания-организатор обязана публично, полностью и достоверно предоставлять информацию о возможностях бизнеса с данной компанией, информацию о количестве дистрибьюторов в данном регионе, их средних доходах. В случае, если в качестве рекламы возможностей бизнеса указываются доходы конкретных дистрибьюторов превышающие средние показатели более чем в два раза, компания обязана указать в процентном отношении количество дистрибьюторов, добившихся данных результатов.
Обязанности и ответственность независимых дистрибьюторов.9. Независимый дистрибьютор занимается коммерческой деятельностью на свой риск.
10. Независимый дистрибьютор действует в рамках законодательства Российской Федерации.
11. Независимый дистрибьютор наравне с компанией-организатором несёт ответственность за полноту и достоверность предоставляемой им конечному покупателю информации о свойствах товара либо услуги.
Антипирамидальные ограничения.12. Запрещёнными маркетинговыми схемами являются:
12.1. Любой план или действие, при котором участник получает вознаграждение за факт привлечения к этому плану или действию новых участников, независимо от того, получает ли он это вознаграждение от компании-организатора, либо иным способом.
12.2. Маркетинговая схема, при которой менее 70% товаров и услуг компании-организатора продаваемых через сеть независимых дистрибьюторов продаётся за пределы сети независимых дистрибьюторов (покупателям, не заключившим договор с компанией-организатором). Бремя доказательства соблюдения этого правила лежит на компании-организаторе.
12.3. Любая маркетинговая схема, при которой вознаграждение участникам выплачивается не исключительно за продажи товаров или услуг конечным покупателям, не являющимся участниками данной схемы.
Комментарий.
Данное положение защищает от создания всяческих финансово-пирамидальных клубов и таких же финансово-пирамидальных потребкооперативов.13. Взимание с независимых дистрибьюторов платы за вступление в эту деятельность является незаконным, независимо от того, в каком виде эта плата взимается (денежный взнос, выкуп минимального набора продукции, учебных материалов, оплаты за тренинги и тому подобное).
Антимонопольные ограничения и защита конкуренции. 14. Компания-организатор обязана не менее 30% всего объёма реализации товара осуществлять через стационарную торговую сеть без привлечения независимых дистрибьюторов.
Комментарий.
Такая мера, как минимум, слегка выравняет условия, в которых находится обычный бизнес и сетевой маркетинг.
Тем более, что все сетевые маркетологи говорят о продажах "прямо от производителя, минуя посредников".15. Продажи через торговые центры компании-организатора независимым дистрибьюторам не считаются продажей через розничные торговые сети.
16. Продажа товара независимым дистрибьютором другому независимому дистрибьютору не считается продажей товара конечному покупателю.
Защита прав независимых дистрибьюторов.17. Независимый дистрибьютор, подписавший договор с компанией-организатором и выкупивший товар для реализации имеет право в течение 30 дней с момента подписания договора вернуть весь нереализованный товар и расторгнуть договор. Компания-организатор обязана без дополнительных условии выкупить у такого независимого дистрибьютора товар по той цене, которая была уплачена независимым дистрибьютором.
18. По истечении 30 дней с момента подписания договора, независимый дистрибьютор может вернуть нереализованный товар с не истёкшим сроком годности, а компания-организатор обязана выкупить этот товар у независимого дистрибьютора на коммерчески разумных условиях (90% от начальной стоимости).
19. Компания-организатор не может требовать от независимого дистрибьютора какого-либо минимального объема закупок за любой период времени.
20. Компания-организатор не может требовать от независимого дистрибьютора уплаты денежных или иных взносов за продление дистрибьюторского договора на следующий период.
21. Продление договора на следующий период может быть осуществлено только по личному письменному заявлению независимого дистрибьютора.
22. Компания-организатор не может накладывать каких-либо ограничений на деятельность независимого дистрибьютора, если эти действия не противоречат законодательству Российской Федерации.
Итоговый комментарий.
На самом деле принципиальными, на мой взгляд, здесь являются пункты 5, 12, 14, 15, 16.
Все пропорции можно менять в разумных пределах.