Наконец нашла время для ответа ВВС насчет узкого понимания эффективности деятельности.
Вы рассматриваете эффективность в основном через призму времени (для военного это понятно, но и то - Кутузов вон в «Войне и мире» сравнивает себя с другим полководцем, Каменским, кажется, и говорит про себя, что я не тороплюсь, в отличие от него, в итоге – вон сколько крепостей взял…)
А если рассматривать этот момент профессионально, то эффективность должна рассматриваться по всем элементам, составляющих деятельность (любую), от целеполагания (выбора цели) до целереализации. При этом еще учитывается логика покупателя, логика торгового процесса, логика жизни.
Как это выглядит? Все очень просто – идем по элементам деятельности.
Деятельность имеет 3 стороны – мотивационную, целевую и исполнительскую (мотив – план – результат).
Анализ проводим мы по результату, довольны мы им или нет и почему (а результатом может быть даже движение человеческих сил). Итак,
Целеполагание – правилен ли выбор цели,
правильно ли было планирование (выбор методов – способов и средств:
правилен ли способ, те ли выбраны средства, те ли действия/операции (активность, направленная на цель и на предмет).
*Для того, кто руководит чьей-то деятельностью еще и перечень объектов, наличие средств, объем работ, сроки, условия, способы поощрения и пр.),
правильна ли целереализация (какие-то методы и цели не приведены в движение). + не учел условия (а они могли измениться).
Для руководителя - м.б., что-то не так на уровне
усвоения задач, не тот подбор организуемых, не так ознакомили с задачей (а задача – это цель в конкретной ситуации), неправильно распределили задания, не так дали инструктаж, внутренняя координация хилая, работа с нижним звеном слаба, внешняя координация недолжная, плохой учет и контроль, далее анализ эффективности, определение ударных участков, работа по завершению задачи, сдача работы, анализ выполненной задачи.
Перечислять дольше, на самом деле почти все это проходит у нас молниеносно, само собой в голове, и оцениваем результат просто:
полностью удалось,
в общем,
частично,
почти не удалось,
совсем не удалось.
И понимаем почему, т.к. даем характеристику каждому элементу деятельности: не то хотел, не то применил, а, м.б., и поторопился, а торопясь – надавил, форсировал события.
А вот результат ветки анализируется по-другому, т.к. взаимодействуют уже 2 субъекта (анализирую свое участие + его).
Деятельность может быть активной и пассивной, производительной и непроизводительной, внешней и внутренней, духовной и предметной.
Виды деятельности многообразны, но все ее виды имеют общую структуру (цель-действие-результат), только под элементы подставляй свое ( в зависимости от рода деятельности).
Яичницу тоже можно приготовить на разном масле, с ветчиной и без, с лучком и без, она, в конце концов, может и пригореть (и причины на то могут быть разные). Это тоже деятельность (под деятельностью понимаются все мыслимые формы взаимодействия человека с этим миром). И кулинария – это искусство, как и взятие Берлина – военное искусство. Но Вы недооценили этот момент, а значит, не все понимали в вопросе об основах деятельности, извините, конечно.
Фактор времени – он на всех этапах (слишком быстро захотел, не взвесив все «за» и «против», цель не та, спланировал тяп-ляп, объекта не оценил как следует, действовал напропалую, топорно (или наоборот – где-то протянул с чем-то).
В самом начале я упустила момент Мотивации (а на семинарах НПА упор делается, смотрю, на ней).
НУЖДА - КЛИЕНТ - ЦЕЛЬ.
(Потребность, мотив, интерес) – (предмет) – (образ будущего результата).
Или «Во имя чего». От этого мотива зависит характер деятельности и конечный результат. Именно Мотив действие (d) превращает в Деятельность.
В деятельности субъект реализует свои влечения.
Хочу – Знаю как (через тренинги) – Могу.
Когда я ставлю цели, планирую, оцениваю и контролирую, я переживаю, а значит, меняюсь.
Человек - не раб своих потребностей и интересов. Он взвешивает их, отдавая предпочтение одним и подавляя другие. Он устанавливает иерархию в соответствии с нравственно-целевыми установками. Рынок движет нас вперед, а мораль – корректирует.
Мораль определяет Цели и Средства, условия деятельности.
Любая Потребность человека является разумной, если она в пределах его возможностей – разумных потребностей. А возможности чем определяются? – Мерой труда – рынком (спросом) и качеством.
А у клиента своя цель, он тоже прикладывает свои силы и разворачивает свою деятельность:
- хочу покупать только то, что мне необходимо и не более того,
- хочу выдержать навязывание ненужного (или не ко времени) и уйти от расставленных ловушек +
запускаю свои способы и средства (напр., она разложила свою пирамиду – я не проявляю любопытства, зеваю, даже не наклонюсь, причем тут бумажки? Мне нужен только товар, мне не надо демонстрировать товар, я грамотная – инструкцию почитаю; набираюсь терпения, наблюдаю за ее действиями, чаю не предлагаю – я ее вижу в первый раз, 2-й, 3-й…, ухмыляюсь, бросаю реплики – в них моя позиция, мои ценности + я знаю, что результатом поинтересуется муж),
потом оцениваю, раскрутили меня или нет, потом оценивает муж (раскрутили ли меня) – репликой. Но реплика м.б. укором, иронией, предупреждением.
Другой момент. Да, деятельность – это система (совокупность элементов, образующих целое). Но Целое всегда больше суммы его компонентов. Чтобы познать систему, нужно познать:
ее атрибуты,
состав и структуру,
функции целого и компонентов,
понять связь целого с другим целым.
Деятельность и Жизнедеятельность не одно и то же. Первое входит во второе, как малое в большое, ведь второе характерно и для животных.
Еще момент, его часто упоминают здесь на форуме НПА – активность
и лидерство.
Деятельность ведь исходит из потребности в предмете, а активность – из Потребности в Деятельности, хотя именно Активность определяет Деятельность, мотивы, цели, направленность, желание/нежелание осуществлять деятельность. Именно это и вредит ей порой: человеку надо просто, как гончей, выбегаться, лишь бы быть активным. Такой столько дров наломает…(пословицу сами вспоминайте). В общем, активность бывает бесцельной и беспредметной.
Активность – совокупность мотивов, она зависит от выбора: нет выбора – нет активности.
И с каким моментом Вы не согласны?
P.S. В какой-то момент я даже решила не тратить время и не отвечать, зная специфику военных. И что-то передумала. Вдруг это все кому-то пригодится. Хотя не хотелось бы лить воду на чужую мельницу…
Добавлено: 26 Сентября 2010, 13:34:37
Мадам, Ви напоминаете мне 37-год: "Я этой книги не читала (то есть на семинаре не была), но нам таких книг не надо. Ви когда-нибудь, что-нибудь массовое организовывали, Ви имеете образование по массовым праздникам и действиям,
Вы разберитесь поначалу что к чему. Под какой ролик - какие комментарии.
То, что "Я Пастернака не читал, но..." - это было не в 1937, а в 50-е. То, что Вы привели как цитату, - я не говорила. Семинар - это разве не массовое явление (или действо, а не действие, как Вы говорите)? Боже мой, неужели я, проводя семинары/лекции на 25-100 человек (а было и на 500), не смогу провести его на 1000!? Но только можно и просто выйти покрасоваться перед большой аудиторией, только это будут разные вещи.
А по семнару (на аудиозаписи) - я одно скажу: "Коли ты выступаешь - береги чужое время!"
А разбор полетов будет позже. Вы рассердили меня, Oldjew.
Своего профессионализма Вы не показали, это уж точно.
А на Нюрнбергском процессе по поводу проведения высказывался Геринг. Но Вы же, как мне помнится, книги-то раздаете/распродаете. А я друзей не предаю.