Не все так просто и с отражением налета на Гамбург. Еще раз прокачаем ситуацию: строй бомбардировщиков, выше и левее на 500 метров группа истребителей прикрытия. Немцы выше на 1500 метров. Соотношение сил 18 против 60. Атаковать в этой ситуации бомбардировщики было чистым самоубийством, так как на них тут же повис втрое превосходящий противник. В итоге было принято единственно верное решение - пользуясь фактором внезапности атаковать прикрытие. При этом атака истребителей сопровождения вовсе не означает, что бомбардировщикам дали безнаказанно бомбить. Лишившись сопровождения они как правило спешно отрабатывали по чему придется и уходили, так как без прикрытия являлись легкой добычей для любого желающего.
Ну чтож, придется немного уклониться в сторону.
Кое что о технике...
В17 "Летающая крепость" был ну очень надежным самолетом. Именно ему посвящена песня "Бомбардировщики". Помните? "Мы летим, ковыляя во мгле, мы к своей подлетаем земле. Бак пробит, хвост горит и машина летит на честном слове и на одном крыле..."
Известны случаи когда эти самолеты возвращались на базу на одном моторе, с почти разрушенным крылом и хвостом...
Немцы на основании опыта установили, что для уверенного сбития В17 необходимо добиться 20 попаданий с задней полусферы 20мм снарядами авиапушки (а пулеметные можно вообще не учитывать!). При условии, что опытный пилот имел примерно 2% попаданий, необходимо было потратить не менее 1000 снарядов, при боезапасе на орудие в 150 снарядов.
Зато при атаке с передней полусферы (в лоб) хватало 2-4 снарядов. В конструкции В17 не было предусмотрено защиты от лобовых атак.
Но лобовая атака строя В17 это очень опасное дело! Истребитель того времени имел пулеметно-пушечное вооружение, установленное так, что трассы выстрелов сходились в точке, расположенной в 300м прямо по курсу.
Это считалось дальностью наиболее действительного огня. Разумеется, стрелять можно было и на большей дистанции, но шанс попасть уменьшался в разы!
А вот у В17 такой проблемы не существовало. Более устойчивая платформа, больший запас патронов, большее количество крупнокалиберных стволов (13*12,7мм пулеметов), обеспечивало и большую дальность эффективной стрельбы.
Если истребитель начинал обстрел с 400м, то стрелки "Летающей крепости" аж с 1000м.
Но истребитель при атаке в лоб очень небольшая мишень, что конечно большой плюс немцам. А минус здесь это малое время для стрельбы. Практически летчик люфтваффе имел не больше 2 сек на обстрел, после чего необходимо было входить в маневр уклонения.
Кстати, уклонялись "мессеры" как правило уходом вниз с переворотом. И именно в этот момент они становились наиболее уязвимы.
Стоит еще отметить, что при этом двигатель "мессера" давал густой черный выхлоп, что объясняет огромные личные счета стрелков В17. "Обстрелял. Цель загорелась и ушла резко вниз с сильным задымлением. Можно полагать истребитель сбитым" - это обычный отчет, на основании которого присваивалась победа (и не только в американской армии).
Ну а теперь возвращаясь к теме налета на Гамбург.
Верное ли решение принял Хейнц Кноке, приказав атаковать истребители прикрытия?
Всего у него было как минимум три относительно разумных варианта.
Начиная с самого безопасного...
1. Атаковать истребители прикрытия. Сзади, в пикировании. Атаковал и сразу сбежал. Поскольку "Мустангов" было 60 штук, заводить с ними воздушный бой невыгодно.
Именно это и было реализовано. 18 "мессеров" атаковали, сбили 12 "Мустангов", потеряли 1 Bf-109 и еще 4 Bf-109 повреждены при посадке.
2. Разделиться на группы. Одна должна отвлечь истребители сопровождения. Вторая атаковать В17. Опасность здесь просто зашкаливает для обоих групп.
Именно этой тактикой пользовались наши пилоты если имели возможность разделить свои силы.
3. Атаковать В17 в лоб. Истребителей при этом можно не опасаться, но жертвы от огня "Летающих крепостей" неизбежны.
Преимущества и недостатки каждого варианта:
1. Увеличивается личный счет. Минимальная опасность быть сбитым.
Бомбардировщики выполняют свою задачу, огромные жертвы в Гамбурге.
2. Есть возможность предотвратить выход бомберов на цель, особенно если ворваться внутрь строя. При этом будет хаотичная стрельба и многочисленные поражения В17 "дружественным огнем".
Потери однозначно будут высокими. Особенно в группе отвлечения истребителей.
3. Преимущества аналогичны п.2. Недостатки тоже...
Но выбран был именно первый вариант. И что он дал? Ну сбили 12 "Мустангов" из 60... Бомберы это вообще могли и не заметить. Им же никто не мешал донести свой груз до пункта назначения.
Надо сказать, что начинались стратегические бомбардировки Германии группами дальних бомбардировщиков без истребительного прикрытия. Но потери доходили да 20%, и были признаны неприемлемыми.
С появлением "Мустангов" проблемы сопровождения были решены.
Но роль, которая им отводилась - это служить живым щитом. Погибать, но не подпускать немцев к строю бомберов.
Не всегда это у них получалось... Известность получила негритянская эскадрилья "Таскиги", летчики которой не позволяли себя отвлечь и связать боем с преследованием, а стоически охраняли бомбардировщики.
Это настолько впечатлило пилотов В17, что в конце войны они, при общей нелюбви к неграм, требовали для сопровождения именно пилотов "Таскиги". Что как бы намекает...
И еще. Гамбург, как большой портовый и промышленный центр бомбился ожесточенно.
Наиболее страшные бомбежки начались с 25 июля 1943г (т.е. за 8 мес до описанного случая).
В ночь на 25 июля 1943г на город было сброшено 2400т бомб. Это значительно больше, чем за 141 бомбардировку суммарно упало на Москву!!! Оцените эти цифры!
А в ночь на 28 июля 1943г массированная бомбардировка вызвала "огненный смерч", который выжег 21 квадратный километр города! Тяга создавала штормовой ветер, скоростью до 240км/ч, который просто затягивал людей в огонь. Температура на улицах достигала 800 С. Более 40тыс. людей просто задохнулись в бомбоубежищах, из-за выгоревшего кислорода.
А всего массовых налетов на Гамбург было больше 70.
И чего стоят эти победы над истребителями сопровождения, если они только помогали американцам и британцам бомбить немецкие города?
Долг любого истребителя и вообще военного - даже ценой собственной жизни защищать мирное население.
Это очень хорошо понимали наши бойцы. И вся наша система пропаганды была направленна именно на осознание этого!
А немцы занимались рисованием плюсиков, нападением на слабых и подраненых... Ну не могли все их пропагандисты заставить немцев массово драться насмерть.
Приходилось объявлять героизмом даже такие трусливые поступки...
Также не стал бы я называть Хартманна трусом, известен факт, что после 303 побед руководство люфтваффе отстранило его от боевых полетов, дабы избежать падения морального духа в случае его гибели, назначив на испытательные полеты Me-262. Однако он задействовал все свои связи и вернулся на фронт.
А что бы он получил в тылу? Стать рядовым испытателем постоянно взрывающегося Me-262, на котором нельзя было выполнить ни одной фигуры высшего пилотажа?
А ведь при этом пришлось бы вылетать и на отражения атак бомберов союзников (чего Хартманн панически боялся).
Кроме того, Me-262 не мог быстро набрать и сбросить скорость, был очень уязвим на взлете и посадке (чем пользовались союзники, отправляя истребители блокировать аэродромы перед очередным массовым налетом)...
А кроме того это означало увядание славы...
А на Восточном фронте он практически не рисковал. Главное было больше никогда не залетать близко к фронту. И продолжать наговаривать себе все больше побед...