Россия восстановит флот экранопланов
На смену "Каспийскому монстру" придет "Арктический"
Экранопланы привлекают к себе внимание не первый десяток лет. В текущем месяце информационные сайты вновь сообщили, что «Каспийский монстр», так назвали гениальную русскую разработку американцы, возвращается. «НВО» и «Независимая газета» пристально следят за событиями вокруг когда-то воплощенной в реальность мечты 60-х годов прошлого века и напугавшей НАТО, но практически замороженной после распада СССР. В публикациях разных лет описывались история возникновения этого технического чуда и проблемы, связанные с созданием экранопланов.
Транспортно-боевое средство, которое можно считать летающим кораблем или плавающим самолетом, способно лететь на минимальной высоте от поверхности воды 0,05–0,2 доли ширины крыла или от 3 до 12 м, а также над ровными участками суши, ледяным полем, снежными равнинами или над степью. Такая возможность перемещения на огромной скорости до 450 км/час возникает в результате «экранного эффекта», суть которого заключается в создании воздушной подушки между корпусом, крыльями машины и поверхностью воды за счет набегающего потока, в результате чего аппарат приподнимается над поверхностью, приобретает устойчивость и может «скользить» с минимальным расходом топлива. По экономичности и грузоподъемности экранопланы выигрывают у самолетов и вертолетов, а по скорости – у судов на подводных крыльях.
Режим эксплуатации в непосредственной близости к поверхности с использованием «экранного эффекта» является основным для этого вида транспорта и по условиям близок к водным средствам передвижения. По классификации Международной морской организации и Международной организации гражданской авиации экраноплан рассматривается как судно, способное летать, а не как самолет, который может плавать, и регламентируется Международными правилами предупреждения столкновений судов на море. Плавсредству разрешено «летать» на высоте до 150 м, но если оно сертифицировано для эксплуатации вне зоны действия «экранного эффекта» выше 150 м и используется в самолетном режиме, то подчиняется авиационным международным требованиям и называется экранолетом.
Существует мнение, что современные экранопланы безопаснее обычных самолетов, так как при необходимости могут сесть на воду даже во время шторма. Они также имеют в стартовой и маршевой группах несколько двигателей, которые в случае возникновения неисправности могут взаимозаменяться. С военной точки зрения эти машины хороши своей незаметностью для радаров. Летящий на малой высоте аппарат невидим для радиолокаторов противника, при этом отсутствие контакта с водой исключает обнаружение его гидролокаторами и вероятность столкновения с миной. Для взлета и посадки не требуется специально подготовленная взлетная полоса.
Первый экраноплан поднялся над водной гладью 22 июля 1961 года. После чего в течение 20 лет действовала госпрограмма по созданию боевых летающих кораблей для ВМФ и других родов войск. В ее рамках был создан полноразмерный экспериментальный экраноплан длиной 92 м, высотой 22 м и с размахом крыла 37,6 м, получивший в Пентагоне название «Каспийский монстр». Название было точным – «КМ» имел гигантские габариты и смог подняться с рекордной взлетной массой 544 т. Затем появились проекты «Орленок» и «Спасатель» (конверсионный «Лунь»), основным предназначением которых являлась доставка десантников и ракет. Начиная с 1957 года СССР было построено более 30 единиц летно-плавающей техники, большая часть которой была утилизирована в нулевые годы.
С тех пор дело не идет дальше экспериментов на моделях и эксплуатации аппаратов небольших размеров, а в гособоронзаказе на 2011–2020 годы строительство экранопланов вообще не предусматривалось.
В государственную программу вооружений на 2018–2025 годы включены работы по созданию опытного образца 600-тонного экраноплана. Аппарат планируется использовать в Арктике и на Тихом океане для спасательных операций, а также для снабжения отдаленных гарнизонов. По своим габаритам машина будет сопоставима с «Каспийским монстром», ее рабочее название «Спасатель», хотя появилось еще одно – «Арктический монстр». Масса воздушного судна составит порядка 600 т при длине 93 м и размахе крыла 71 м. Решение в пользу крупногабаритного варианта было принято потому, что такие аппараты могут летать при волнении моря в 5–6 баллов и планируется их применение для доставки десанта. Скорость их будет намного выше, чем у кораблей и катеров, они станут неуязвимы для мин и торпед, невидимы для радаров. Поднимется «Спасатель» в воздух в 2022–2023 годах, завершение испытаний – в 2025 году.
Военными разработками в этой отрасли занимается ЦКБ, которое носит имя выдающегося русского конструктора Ростислава Алексеева, создателя гигантов первого поколения – «КМ», «Лунь-Спасатель», «Орленок». Центральное конструкторское бюро имени Алексеева – ведущее советское и российское предприятие по проектированию экранопланов, судов на подводных крыльях, судов на воздушной каверне, судов на воздушной подушке, катеров.
Перспективной темой для Минобороны также является «Чайка-2», которую предполагается вооружить противокорабельными крылатыми ракетами «БраМос». Тяжелый океанский крылатый корабль А-050 «Чайка-2» способен развивать скорость до 450 км в час и преодолевать расстояние до 5000 км. Взлетная масса аппарата составит 54 т, а грузоподъемность – 9 т, или 100 пассажиров, которых при необходимости всегда можно заменить на морских пехотинцев или спецназовцев. В качестве стартовых двигателей предположительно будут использоваться Р-195, как на штурмовике Су-25, а маршевых – ТВ-7-117, как на Ил-114. По данным разработчиков, «Чайка-2» может подняться в воздух в 2022 году – эскизный проект успешно завершен,и сейчас идет работа над техническим обликом.