В России лишь 15 млн. человек производят добавленную стоимость. Прочие или управляют, или охраняют. Можно ли строить нормальную экономику с таким «человеческим капиталом»?
ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА или КТО БУДЕТ ПОДНИМАТЬ СТРАНУ?!
Ситуация в самом деле тревожная.
Выходит, что в стране с населением 143 млн. человек почти 70 млн. человек не производят добавочного продукта. Спору нет, полиция нужна, армия нужна, но эти структуры тратят то, что заработали другие – пусть и на общественное благо.
Но картина еще не полна. Если вычесть врачей, учителей, прочих, кто сидит на бюджете, и вспомнить, что у нас в стране еще есть и дети, то получится, что реальным производством занято лишь 15 млн. человек.
Это отражается на структуре бюджета.
В развитых странах на социальные расходы – здравоохранение, образование, культуру, спорт, ЖКХ и так далее тратится 70% бюджета. В России – 15%. Расходы на госаппарат в развитых странах – 11%, в России – 43%. При этом производительность труда в России существенно ниже, чем в развитых странах. Единственным источником экономического роста и пополнения бюджета является экспорт углеводородов и ряда других видов сырья. Снижение цен на нефть кладет этому конец.
Кто работает, но не производит
«Сословие» - Количество, млн. чел.
-пенсионеры - 41 млн., не считая военных пенсионеров;
-армия со всеми вузами и КБ - чуть больше 1 млн;
-ФСБ, ФСО, спецсвязь, спецслужбы - 2 млн 160 тыс.;
-МЧС, МВД, УФСИН, прокуратура и так далее - 2 млн 541 тыс.;
-таможня, налоговая и прочие инспекции - 1 млн 356 тыс.;
-чиновники, лицензирующие, контролирующие организации - 1 млн 321 тыс.;
-прочие служащие - 1 млн 252 тыс.;
-клерки пенсионных, социальных, страховых и прочих фондов - 1 млн 727 тыс.;
-депутаты и их аппарат - 1 млн 872 тыс.;
-священнослужители - 530 тыс.;
-нотариусы, юридические бюро, адвокаты, заключенные - 1 млн 843 тыс.;
-частная охрана, детективы - 1 млн 98 тыс.;
-официально безработные - 8 млн 420 тыс.
Итого 67,45
СЛИШКОМ МНОГО ЧИНОВНИКОВ
Мантра о том, что чиновников в России слишком много, крайне популярна. Особенно об обилии чиновников любят говорить… сами чиновники. Вот что, например, не так давно заявлял Антон Силуанов на заседании правительства:
- У нас более раздутая бюджетная сеть, даже если сравнивать с советским периодом. Это касается данных по числу работников образования, здравоохранения и других бюджетников. За последние пять лет штатная численность государственных и муниципальных служащих выросла почти на 100 тысяч человек.
Причем Силуанов обратил внимание на такое любопытное явление: когда считают число чиновников, получается вроде бы не очень впечатляющая цифра, однако в России любой, даже ничтожный по размеру орган власти обрастает финансовыми и хозяйственными службами. И все эти люди тоже сидят на бюджете!
- Они имеют у себя собственные обеспечивающие службы, закупочные организации, бухгалтерские, учебные учреждения, транспортные организации. Некоторые имеют свои собственные поликлиники и санатории. С таким багажом невозможно говорить об эффективности бюджетных расходов, - сказал Силуанов на том же правительственном совещании.
Правительство декларирует ограничение числа чиновников, но пока все наоборот. То, что их сокращать не собираются, видно из простого факта: за прошлый год средняя зарплата в рыночной экономике поднялась на 6%, это примерно на уровне прогнозировавшейся инфляции, а вот зарплата федеральных чиновников выросла вдвое быстрее, на 12%. Риторический вопрос, что же это за класс такой, которому войну объявили, если его кормят лучше других.
Но проблема даже не в том, что чиновников «много», а в том, насколько эффективно они работают. Всемирный банк каждый год оценивает качество госуправления в разных странах, но в России прогресс незначителен, российский чиновник по «КПД» болтается где-то между коллегами из Венесуэлы и Ирана. Дело еще и в том, что критериев эффективности работы чиновников по-прежнему не существует. Неясно, за что увольнять или премировать – хотя разговоры о таких критериях идут не одно десятилетие. Вопрос опять обсуждался на одном из совещаний в декабре с участием губернаторов и представителей региональных властей.
- Предлагается проработать возможность внесения изменений в закон о гражданской службе, которые бы позволяли с учетом результатов профессиональной деятельности и по результатам аттестации гражданских служащих присваивать им классные чины более высокой группы, — говорил опять в будущем времени Андрей Вахидов.
КОНТРОЛЬ НЕ НА ПОЛЬЗУ
Другая особенность России – обилие контролеров. Это связано и с менталитетом, говорят аналитики – как только человек видит «нарушение», он тут же зовет представителя государства, чтобы тот «поправил». Но менталитет свойственен не только простым гражданам, но и представителям власти. Отсюда, например, принципиально различный налоговый надзор в России по сравнению, скажем, с США.
Если в США проверки бизнеса проводятся крайне редко и лишь по серьезным основаниям (донос конкурентов, жалобы клиентов), то в России контролеры постоянно пытаются придумать себе «планы-графики». Действительно, частые проверки требуют большого штата проверяющих.
Государство последние несколько лет ограничило контролеров в праве проверять бизнес по плану, но система сопротивляется. Если есть «каратели», они будут карать, им надо занять себя чем-нибудь. Поэтому президент в послании федеральному собранию поставил задачу ограничить число также и внеплановых проверок, в Генпрокуратуре говорят, что у них есть уже план на этот счет. Его обнародуют летом. В то же время совершенно очевидно, что надо просто сокращать число контролеров. О том, что контролеры не просто едят бюджетный хлеб, но и наносят вред экономике, говорилось не раз. В частности, по выкладкам финансового омбудсмена Бориса Титова (он приводит их в своей статье в одной из деловых газет), в прошлом году предприниматели заплатили 20 млрд. руб. штрафов, по большей части необоснованных – как например, когда заставляют давать отчетность по производству, используя нормативы 1930-х годов, и это не анекдот.
КРИЗИС ПРОЛЕТАРИАТА
На этом фоне снижается интерес к рабочим профессиям, никто не собирается становиться в число тех 15 млн., кто кормит остальных. Причина понятна: намного интереснее распределять продукт в нынешней системе, чем его производить. Так, невозможно нанять рыбаков, соответственно, под откос идут планы насытить магазины качественными продуктами питания. Вот как об этом говорит Георгий Карлов:
- Работать в море тяжело и опасно. А заработать можно только во время путины. Тогда на Дальний Восток даже студенты приезжают, причем не только местные, но и издалека - из "нерыбных" регионов. Но не каждый год рыбный, путина может и не задаться. Например, в этом году промысел горбуши на Сахалине не оправдал ожидания. Кроме того, сегодня рыбакам платят меньше, чем в советское время. Раньше после путины промысловик мог спокойно взять себе иномарку неплохую, поехать на материк отдохнуть. Сейчас доходы у рыбаков гораздо скромней.
Зарплата высококвалифицированного экскаваторщика может достигать 200 тыс. руб., тем не менее, их приходится искать чуть ли не по всей России. Одно из крупнейших производств курятины в Московской области каждое утро собирает своих сотрудников с помощью автобуса, который объезжает район диаметром... почти сто километров. То есть из крупного села можно нанять максимум одного человека, остальные, если не работают в Москве теми же охранниками, предпочитают крутиться у местной сельской администрации, перебиваясь крошками с бюджетного стола.
Даже если начать активное реформирование экономики, социальной сферы и, главное, системы управления, на это уйдет несколько лет. А бюджетный и банковский кризис наступят очень скоро. Они вызовут жестокий общеэкономический кризис. Последствием станет заметное снижение уровня жизни, включая резкое сокращение среднего класса. Сохранится ли тогда пресловутая стабильность? Не уверен.
В России, на любом направление полный непрофессионализм и безответственность, у нас куда не ткни, ничего не работает, как должно, хотя, казалось бы, приняты и действуют федеральные законы, которые должны выполняться, но чиновники обслуживают только себя и покрывают друг друга..
А у нас сегодня заполонили непрофессионалы, бюрократы, и командуют всем. И это - одна из причин ухудшения нашего положения. Потому что никогда не было в стране такого количества чиновников. При советской власти в СССР и партийных, и государственных чиновников было в три раза меньше, чем сегодня в одной Российской Федерации. Сколько создано всевозможных структур? Из министров, из людей, у кого в удостоверении написано "министр", сегодня можно сформировать дивизию. А эта дивизия воюет против нашего народа. Потому что для них мы - это не свой народ, это противник, с которым нужно бороться.
К справке:
Территория СССР = 22 402 200 кв. километров.
293 миллионов человек (на момент распада)
Территория России = 17 125 191 кв. километров.
сейчас в России по их данным - 143 000 000 чел.
Странное дело! Население в России меньше в два раза по сравнению с СССР, а чиновников НАОБОРОТ в два раза БОЛЬШЕ! Как так?
Цирк с конями!...
©Дутов Андрей