Оказывается, разочароваться можно не только в друзьях, но и во врагах.
Как я уже упоминал, я временами слушаю Эхо Москвы.
Там есть несколько персонажей, которых я не могу слушать по определению - сразу наступает рвотный рефлекс. Это, например, Шендерович, Сванидзе, Латынина, Альбац.
Есть там (и не только там) такой Дмитрий Быков.
Не родственник великому украинскому и советскому киноактёру.
Википедия характеризует его как
русский писатель, поэт и публицист, литературный критик, радио- и телеведущий, журналист, преподаватель литературы, кинокритик. Политический мыслитель и активист, оппозиционно настроенный к высшей федеральной власти в России и президенту Путину.
Биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Максима Горького и Владимира Маяковского. Совместно с Михаилом Ефремовым регулярно издавал литературные видеовыпуски в рамках проектов «Гражданин поэт» и «Господин хороший».
Многие мои знакомые считают его необыкновенно умным и эрудированным литературоведом.
Я тоже считал его умным и эрудированным врагом.
Увы.
На прошлой неделе по дороге на дачу на Эхе слушал почти монолог Быкова посвящённый творчеству братьев Стругацких.
Надо сказать, что к творчеству Стругацких я отношусь очень трепетно. Знаю все их произведения. Многие чуть не дословно. Я прочитал всё, что писали Аркадий Натанович и Борис Натанович вместе и по отдельности, включая наброски сценариев, письма, рецензии...
И вот Быков...
Блин! Такого бессмысленного словесного поноса я даже представить не мог. Ощущение, что Дмитрий Львович знакомился с творчеством Стругацких даже не по краткому пересказу произведений, а по пересказу комиксов, нарисованных по мотивам их произведений. Мыли скакали с одного произведения на другое. Не сразу становилось понятно, что он говорит уже о совсем другом произведении, или, хуже того, о его экранизации.
На память несколько примеров:
1. Дону Румате (ТББ) не оставалось ничего, кроме как погибнуть на глазах жителей Арканара.
Блин, это в интерпретации Германа (фильм пытался смотреть несколько раз, не смог - противно) Румата гибнет. А у Стругацких он остаётся жив и его эвакуируют на землю. Там даже основной посыл-то в том, что на земле понятие "убийство" отсутствует как моральная категория, а Антон (дон Румата) прошёл через этот ад и убивал. Убивал живых людей. Фактически, он стал моральным изгоем своего родного мира.
2. Повесть "Малыш" - это о проблеме отцов и детей.
Я, бл@дь, чуть с дороги не улетел. Малыш - это повесть о невероятном, абсолютном одиночестве. Я не знаю более пронзительного и трогательного произведения на эту тему.
Про отцов и детей - это "Отягощенные злом". И то не про отцов и детей, а про учеников и УЧИТЕЛЯ.
3. Рэдрик Шухарт (Пикник на обочине) сам придумал Зону. Он это сделал, чтобы оправдать существование Мартышки, его дочки-урода.
Снова, это не Стругацкие. Это натягивание совы на глобус после
просмотра пересказа фильма Тарковского.
4. ХВВ (Хищные вещи века) - произведение очень схематичное. Пожалуй, самое слабое у Стругацких. Единственный "живой" персонаж в этом произведении - Владимир Юрковский (памятник).
Ага, схематичное. Это произведение про сегодняшний день. Голодные бунты были, будут сытые бунты. Рыбари, дрожка, слег... Разве это не про сегодня? Всеобщая сытая инфантильность. Поиски новых удовольствий и ни малейшего желания что-то сделать самому.
5. Гадкие лебеди - дети индиго.
Ну это вообще дно днищное. Гадкие лебеди - одно из моих самых любимых. Это очень глубокое и многослойное произведение. И уж точно не про "детей индиго". Вот тут как раз взаимоотношение отцов и детей, точнее, двух разных поколений и двух разных миров. Но тоже не всё так просто. Там множество смыслов, а Быков снова судит о произведении по пересказу Лапшина (фильм Гадкие лебеди).
6. Одно из самых серьёзных произведений Стругацких "Град обреченный" почти не было упомянуто. Только про некий глубокий смысл истории с павианами.
А ведь это произведение про сегодня. Про нас. Вчерашних, сегодняшних, завтрашних. Про конформизм. Про украинский майдан, про то, как легко люди принимают фашизм и сами становятся фашистами.
В общем, Дмитрий Львович Быков (эрудит, писатель, публицист, оппозиционер) оказался на конкретной теме обыкновенным балаболом с хорошо подвешенным языком. Говорить он может много, долго, быстро и очень убедительно.
Но ни о чём.
Мне жаль его студентов.
Оказывается, разочароваться во враге так же грустно, как разочароваться в друге.