Пробегаясь по страничкам форумов, не раз натыкалась на высказывания людей, работающих на Амвэй, о том, что они благодаря Амвэю стали развиваться (это и на нашем форуме прозвучало, кажется, у того, кто с усиками). Сразу в голове проносился вопрос «И где это они раньше были, чем занимались, что не развивались?». Эк как легко разбрасываются словами. Для меня за словом «развитие» стоят серьезные вещи.
Развитие – процесс возникновения качественно новых образований и переход человека на новый уровень. Ну что такого нового, того, чего не было у человека, может дать американский бизнес?
Развитием движут противоречия. Общеизвестно. Обычно это противоречия между «хочу» и «могу», т.е. желанием и волей, между потребностями и способностями, между намерениями и возможностями, между намерениями и поступками, между «надо» и «есть»…
Главная цель развития – полная реализация человеком самого себя.
Способности – предпосылка развития.
Развитие – процесс реализации предварительно заложенной программы. Сразу напрашивается вопрос «И чего это вы раньше спали? Или вы душили подушкой эту программу?! Почему не запустили программу в бизнесе 90-х? Или перепрограммировались? И с какой стати? Вдруг, да еще в немолодом возрасте, когда за плечами опыт хоть какой да есть?» Может быть, находились не на своем месте тогда?
Ценили себя не слишком высоко, чей-то успех воспринимался как подтверждение собственной несостоятельности?
Оказывается, у вас не сформировано чувство собственного достоинства (высокая оценка себя вне зависимости от особых личностных достижений и приобретений)?
Если ваш личностный фасад был неярок, с нехорошей отделкой, вялый и невыразительный, то что из этого может вырасти? Человек ведь всегда живет ОТКУДА. И вот это государство вдруг перенесено на новую почву.
Все особенности структурируются вокруг определенного стержня. Свойства, качества наращиваются, изменяется структура личности, структура ее мотивации. Из психологии мы знаем, что изменяя объект (часть реальности), субъект изменяется. Так происходит развитие человека в деятельности. В деятельности происходит качественное изменение потребностей.
Деятельность выступает инструментом развития.
Развитый человек – это человек, овладевший способами деятельности.
Деятельность – изменение действительности. Человек всегда в ней, в этой действительности, желает что-то построить, из нее что-то построить, и таким образом человек изменяет себя. В деятельности изменяет себя.
Таким образом, развитие - процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей.
Существует 5 типов личности по отношению к миру:
1. человек адаптированный (ему всё хорошо, человек живет по условиям извне).
2. бунтующий человек (всё, что можно изменить, – изменяет, причем такому нужно всё менять, ломая).
3. человек – «панцирь» (он сам в себе).
4. человек, который рассуждает так: мир не переделаешь, но я могу создать в этом мире свою зону, второй мир, масштабы которого связаны со мной.
5. человек, которого мир не устраивает, да к тому же он пустой, поэтому создать своего не может, и тогда он начинает выяснять отношения. В общем, это конфликтный человек, пустой.
Скорее всего, в Амвэй идут люди 1-го типа.
Развитие это переход от низшего к высшему, от простого к сложному. Но это не простой и вечный рост, а качественное преобразование. Это и школьнику ясно. Развивается познавательный, созидательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный потенциал личности. Происходит процесс развертывания человеческой сущности.
Уже в 3 года формируется система Я, в 7 – внутренняя позиция, подросток уже способен ориентироваться на цели завтрашнего дня, в 15-17 – он осознает свое место в жизни, осознает свою жизненную перспективу.
(А вы где были? У вас что это еще не сформировано?)
А еще развитие немыслимо без творчества.
А вы еще, оказывается, не развили лучшую из своих способностей?
Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот, если бы знал свои преимущества. Обычно человек определяет свой главный дар и прикладывает усердие. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства.
Не всегда развитие протекает по типу самосовершенствования личности – влияют разные условия. Но всегда процесс развития имеет неотвратимый характер. Человек меняется, но изменение его не всегда происходит как развитие. Часто изменения человека есть уступка обстоятельствам, приспособление. Если главное для человека, цель жизни – обеспечить жизнь семьи, сохранить хорошую работу и только, когда цель – быт, быт превращается в цель. Человек деградирует, мотивация падает, растут негативные эмоции, равнодушие, исчезают интеллектуальные интересы, человек быстро стареет.
Многих (НПА) не устраивала их внутренняя позиция (отношение к положению, которое они занимали или претендовали). Кто-то искал величия (О алкание желаний!)
Само желание сравнивать возникает, когда у человека есть расхождение между тем, какой он хотел бы видеть свою жизнь, и тем, что он имеет. И ищет возможность, источник изменения и обращает свой взор на других, и пошла реакция: я хочу…, но у меня нет того, этого… Ищет вовне, а не внутри.
Сравнивать себя с богатыми или с бедными – одно и то же, потому что меряете чужой линейкой. Критерии, точки отсчета заняты у других. Сравниваете – уходит время, силы, а сами стоите. Ценящий себя человек не ориентируется на чей-то кивок и не дорожит им. Мастер независим, потому что незаменим.
Завистливый человек лишь добивается знаков престижа. Эффективный человек – это всегда творческий человек. Завистник – он не творец, он ремесленник. Он завидует результату. Никто не завидует усилиям, только -наградам. Упиваться результатом – характерно для ремесленника. Для творческого человека результат естественен, главное – процесс. Вот что его манит.
Да, среда изменила их внутреннюю позицию и мотивацию. Вдруг появились резвые ноги. Но старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых. Неизбежны, нет не кризисы, - переломы.
Внутренние изменения происходят с человеком тогда, когда он становится самим собой, а не тогда, когда он старается быть таким, как другие.
Положительные изменения происходят лишь тогда, когда человек отказывается от стремления стать таким, каким он хочет стать, а просто принимает себя таким, каков он есть на самом деле и теперь.
Формируют человека духовные усилия!
Человек всегда развивается как человек воли, как человек чувства, как человек морали и ума. Если короче – развивается ум, душа и тело.
У амвеевцев - налицо только тело (бегают, мельчашат, воздухом дышат). Да, вру – еще эмоционально душой фонтанируют на семинарах или наслаждаются, когда клиент извивается, придумывая, как от него избавиться.
Но ценность не в самом ходе его развития, а в его финале.
Свойства личности – результат его деятельности.
Что же обычно развивается и формируется? Интересы, взгляды, привычки, убеждения, навыки, потребности.
И какие в нашем случае? Предполагаю:
интерес в другом человеке, из кого можно выудить деньги, интерес меркантильный, взгляд - взгляд на человека, у которого можно выудить деньги, взгляд на себя другой (уже с самомнением, уверенные), привычка – привычка видеть в другом того, у кого можно выудить деньги, привычка не чувствовать себя неудобно, привычка вламываться в дом и привычка навязывать, привычка не разбирать людей ближнего и дальнего круга, не соблюдать субординацию, привычка манипулировать людьми, убеждение, что ты всегда кстати, убеждение, что ты на коне (а на самом деле ты – всадник), убеждение, что через человека можно перепрыгнуть, навыки – навыки общения (но это не ново) и смотря какого качества общение, навыки планирования (да и планируешь ли ты?), навык не щадить ближнего своего (будто дали себе зарок «Преодолей самого себя даже в своем ближнем»), потребности – а с этим совсем жуть.
Вот и происходит развитие воли, эмоций и мотивов.
Да, цель развития (потребность в смысле жизни, в самореализации, в счастье). Да, условия развития – потребность человека в здоровье, в защищенности, в уважении.
Ну, дали вам модель достойной жизни (удовлетворена потребность в творчестве), создали благоприятный психологический климат (удовлетворена потребность в защите), создали условия для самоутверждения (удовлетворена потребность в уважении, социальном статусе), оказали помощь в обретении ценностей и смысла в жизни (удовлетворена потребность цели и смысла жизни), организовали психологическое просвещение в вопросах самореализации, самоуправления и самовоспитания (удовлетворили потребность в самореализации), научили преодолевать трудности, научили радостно жить, сформировали оптимистическое мировосприятие. Вот и весь круг забот.
И уводят человека от себя самого.
Дали возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации, а творчества нет. А одним из критериев развития личности является именно творчество. Но НПА – они не созидающие.
Ну что может развиться у того, кому уже и цель поставили, и веру вселили, и стимуляторы дали, и сказали что делать.
Предметы чьей-то воли – с ними играют все волны…
Подражающие торгашам, крадетесь по чужим следам. С дурной совестью. Как карманные воры. Как хищные звери. В их слове «заработать» слышится еще «перехитрить». Близорукий народ.
Развиваются в уединении. А где оно у НПА? Вечно бегущие, тратящие выходные на черте что. Им времени не хватает даже на своих детей.
Эмоциональная и интеллектуальная независимость – нет ее, способность к анализу – нет ее, потребности - остаются на одном уровне.
А ведь Я – это и ось совести. Вся жизнь – цепь соблазнов. Уступи один раз – и прощай навсегда душевное равновесие. И будешь жалок, как раздавленный червяк.
Амвеевцы как раз и воспринимаются жалкими. Потому что и в новом деле они, как оказалось, – неумехи. Да и вернуться к профессии кто-то не сможет. Особенно если профессии нет и не было (многие не поймали цели раньше и промахнулись в жизни). В конце концов лопается лягушка, которая слишком долго надувалась.
«Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется» (Р. Тагор). И на этот счет мы знаем про НПА.
Не та у них анатомия, да и крылья не те: не обладают они необходимыми для полета аэродинамическими свойствами.