Попробую сформулировать своё отношение кратко.
1. Любой товар имеет право быть проданным.
2. Продавец может продавать товар любым способом, если не нарушает закон.
3. Взаимоотношение продавца и покупателя - дело сугубо личное, можно сказать, интимное.
То есть с этой стороны претензий нет.
На мой взгляд, проблема вот в чём...
Если бы сетевой маркетинг был устроен так, что просто личными продажами можно было бы зарабатывать нормальные (разумные) деньги, то вообще никаких претензий бы не было.
Но тогда и MLM не нужен.
Для абсолютного большинства сетевых компаний заработать личными продажами разумные деньги просто нереально. Уж очень дешёвые товары продаются. Дешёвые не по отношению к аналогам, а по отношению к тем товарам, где личные продажи имеют смысл (недвижимость, автомобили, сложные системные решения, адвокатские услуги...).
Вот и получается, что для того, чтобы заработать разумные деньги, надо построить сеть из десятков/сотен/тысяч дистрибьюторов. И всех их убедить, что они тоже бизнесмены. В такой системе ПО ОПРЕДНЛЕНИЮ не может быть сколько-нибудь заметного количества "успешных" предпринимателей, ибо каждого успешного должны кормить сотни "неуспешных".
Отсюда два следствия.
1. Избыточная мотивация дистрибьюторов, вызывающая "улёт крыши".
2. Распространение информации, не соответствующей действительности, например, о возможности "бизнеса". То есть сделать из человека тривиального покупателя, убедив его, что он "бизнесмен". И Убедив этого человека тривиально переплачивать за не сильно нужный ему "продукт" в надежде стать "успешным".
3. Построение "сети потребителей", подсаженых на конкретный продукт, как правило, имеющий очень сомнительные потребительские свойства.
Ведь в MLM не продают автомобили, телевизоры, холодильники, программное обеспечение и прочие нужные вещи, а продают "волшебный, эксклюзивный" "продукт".
4. Так как рынок в структуре MLM становится закрытым, ограниченным только кругом дистрибьюторов и (как максимум) их друзей и родственников, то организатор схемы может продвать свой "продукт" по сколь угодно завышенной цене, имея колосальную прибыль и не участвуя в конкурентной борьбе. Поэтому у многих (большинства) сетевых компаний такая характеристика "продукта" как соотношение полезность/цена стремится к нулю.
И есть ещё одно следствие.
Легализация MLM породила множество откровенных лохотронов. Продают, например, спички, но по 3 доллара за штуку или "ключи к программе" или "уровни" или ещё какую хрень... То есть соотношение полезность/цена приобретает то самое значение, к которому и стремится - ноль.
Но при этом участники искренне не понимают, что их деятельность является мошенничеством.
Почитайте ветку этого форума про NewPro:
http://www.pravda-mlm.ru/index.php?topic=596.0Вот как-то так...
А то,что в млм пользуются инфантильностью людей, так покажите мне контору где не пользуются.
Вот-вот...
Только я бы заменил слово "инфантильность" на какое-нибудь другое. Например - лабильность.
На посторонних людей мне, в значительной степени, напплевать. Но когда пытаются вынести мозг близким людям, тут уже станоится не до иронии.
Наверное, общество должно этим переболеть. Наверное, со временем, у людей выработается иммунитет и чутьё на авантюрные проЭкты. Но ведь это когда ещё будет...
Люди должны уметь думать своей, а не чьей-то, головой. В том числе и не только в отношении MLM.
И их к этому надо подвигать.