Открываю "Известия" за 19 июля 2010 , статья Игоря Милославского, профессора МГУ "Внимание: нам впаривают!". Желая приструнить беспардонных лжецов - современных дельцов, которые пользуются любыми средствами в стремлении впарить при продаже, в том числе и наглой ложью, Федеральная антимонопольная служба , как сообщили "Известия" 9 июня, хочет запретить использование слов в превосходной степени для продвижения товара или услуги. Хотят восстановить доверие к слову законодательно.
Но профессор считает, что ФАС выбрала не лучшую точку приложения своих сил. Русские прилагательные в превосходной степени двусмысленны. Они могут называть и единственный в своем роде объект, и принадлежность к группе выдающихся объектов, где превосходную степень следует понимать не как абсольютное первенство, а как принадлежность к "высшему" кругу (случай с гениями). Русской речи вообще свойственно преувеличение. Многое не следует понимать буквально.
Сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Алексей Андреев: "Покупатель на тему "Лидер на рынке" не ведется, да и на тему "Самый лучший товар" не покупается". Мол, лидеров и самых-самых товаров сейчас достаточно много. + это ко всему обычные разговорные преувеличения.
Однако в лексиконе тех, кто занимается впариванием, немало других слов, за употребление которых следует установить ответственность. Одно из таких - "гарантировать" и его производные. Т.к. за ним стоит конкретная ответственность в случае, если обещанное не сбудется. И вот на слова "гарантировать ", "гарантия" и ведется покупатель. Если нет упоминания о гарантии без сообщений о том, чем же она может быть обеспечена - это прямой обман. Рассчитано на то, что человек не понимает точного значения этого слова. Следовательно, готов, ощущая моральное превосходство. совершать навязываемые ему поступки (и покупки!).
Вообще рекламирование - вещь тонкая. Оно может применять шутку, чтобы, воспользовавшись веселым и беспечным настроением покупателя, добиться своей цели. Может работать на принципе ассоциаций, когда привлекательное соседство потенциальный покупатель переносит и на сам товар. Может акцентировать сильные стороны товара и ничего не говорить о слабых.
И в заключении, профессор гов-т, что между "впаривать" и "клиент" приблизительно такие же семантические отношения, как между "говорить - слушатель" сообщать - аудитория, объяснять - ученик". Адресат, мол, будь внимателен.