Ну если все по порядку.
Ранний (нижний)палеолит. (1,5 млн.) – у хабилеса обнаруживаются орудия труда, но он еще не знает свойств орудия. Именно хабилес расширяет границы существования. Это олдувайский галечный период (моя давнишняя мечта увидеть Олдувай, пока смотрю в Гугл Планете). Число ударов по камню не велико – 3-7. В ашеле, следующем периоде, будет до 50-80. Кисть будет контролировать камень, число ударов будет меньше, а микродвижений – больше.
Эректус как раз представляет ашельскую культуру. Эректус не дошел только до Ю-В.Азии и Восточ.Азии, неизвестно почему (находок нет). Эрктус стал плотоядным, огонь использовал, но неизвестно, добывал ли. В ашель человек вышел из Африки. Жил в гротах, пещерах. Начало речевого общения. Именно ашельские орудия – рука мастера: тенденция к симметрии, создает в определенном стиле, с эстетическими качествами! Это первый артефакт в истории человечества. Это сознательное формотворчество, это уже протодизайн. Полезность и красивость соединены. Зарождается искусство. Об этом говорят ожерелья из ракушек. В нижнем палеолите первые ямки на камне (спец-но сделаны на могильной плите ребенка – у меня есть по всему материалы сотни фото), линии. Это первая графика. Гравировка по кости, камню, первые орнаменты (см. пещеры Пеш де Лазе во Франции, Арси сюр-Кюр.) Звучит как поэма. О эти названия уже родные.
Это именно преднамеренное нанесение ряда , а для этого требуется кроме опыта новое мышление. Усложняются формы элементов (уголки, зигзаги, прямоугольники) (у нас см. Цонскую пещеру). Изображений еще нет.
Т.о., у неандертальца мы видим уже искусство. Язык разовьется позже! (30-40 тыс.) параллельно с наскальной живописью, говорят лингвисты. У неан-ца физиолгические намеки на язык только.
У кроманьонца вертикальное положение гортани, а неан-ца – горизонтальное.
Язык – главное орудие кроманьонца.
Да, у н-ца вдруг возникает огромный мозг.
Вообще человек уже делил на части (добычу), складывал из частей целое (ведь он строил жилище), видел пары рук, ног, ушей, повторение элементов (при ходьбе, беге).
Т.о., в нижнем палеолите вызревает творчество. Напомню, изображений еще нет.
Для возникновения их нужны: высокая развитость руки, развитое мышление, способность к длительному, сосредоточенному вниманию, а эта способность ведет к внутренней дисциплине, самоограничению (все это качества социального человека) + наличие досуга и оседлой жизни. Д.б. гарантия собственной безопасности и частичная обеспеченностьжизненно необходимым. А это возможно при постоянных хозяйственных коллективах. Д.б. запас пищи. Напр., на стоянке Прждмоста (Моравия) найдено более 900 костей мамонта, пещ.Солютре – ок. 10 тыс. лошадей, Амвросиева стоянка (Укр.) – тысяча бизонов.
Искусство говорит о появлении именно неоантропа – нового типа - сапиенса.
И искусство свидетельствует о сдвиге в сознании.
У нас в Крыму более 30 стоянок со следами неан-ца (мустье – следующего п-да).
Сейчас удревняют хомо сапиенс в 2 раза.= 80 тыс. до н.э.
Т.к. в пещере Бломбос (ЮАР) найдены изделия с охрой и проч. Пещере 77 тыс.лет.
Ок.60 тыс. – изображению в пещ. Дипклоф (ЮАР) – геометрические узоры на скорлупе,
Ок. 52-47 тыс. – самые ранние бусы в Танзании.
Мустье - все еще неан-цы. Охота на мамонтов. В обработке камня используется техника параллельных сколов. Появление орнамента (это тоже вид искусства). Появление родовой общины. Забота о соплеменниках. Неан-ц превращается в кроманьонца.
Возникновение веры в сверхестественное у неандер-ца.
Мустье – у нас это Тешик-Таш (знаком по школьным учебникам с реконструкцией Герасимова) – окружность из рогов вокруг могилы.
Это тоже эстетика.
Новые находки: ок.82-43 тыс. (какой разброс)- найден фрагмент «неанд.» флейты из пещ. Дивье-Бабе (Словения, 1996) – на ней м.сыграть 4 ноты.
В общем, в мустье человек потянулся к искусству.
Неан-ц сменяется современным человеком.
32 тыс. – исчезает неандерталец,
31 тыс. – взрыв сверхновой в созв.Парус., полетело многое и на нашу планету.
Верхний палеолит (со своими периодами, их тоже выделяют по-разному).
Прекращает действовать естественный отбор (40-45 тыс.) Вид сапиенс оформился. Пошламелкая пластика – изображение животных, Венер.
Человека в живописи нет. Только в Ласко изображение - лежит мертвый с клювообразной головой, сбоку писает носорог, а внизу изображение птички на шесте– как наш леденец-петушок. Копали под этим изображением чуть ли не 7 м углубились, но ничего, только каменные лампы. Да и изображение не могут понять.
У нас интересны Костенки, Сунгирь (под охраной ЮНЕСКО, во Владимире ) – похоронены кроманьонцы (под вопросом), Их ДНК исследуют иностранцы, но вопрос не закрыт. Буреть, Мальта (ударение на последнем слоге, по-сибирски) (Иркуб.обл.), Гагарино, Зарайск, Авдеево. Я бы сейчас по-другому смотрела на эти экспонаты в Эрмитаже.
Споры о датировке идут о пещ.Шове – нашли 3 спелелога во Франции. (найдите сами в Планете)- она и по рисункам кажется намного древнее Ласко, Альтамир, Каповой.
Конечно, в одной пещере открываются слои, связанные с неан-цем, но живопись – это не его.
Писала Дезинфектору, а тут появилось новое сообщение.