Не знаю, было ли или нет еще
Психологический механизм контроля сознания в коммерческих культах на примере корпорации «AMWAY»
Финансово-пирамидальные психологические квазисекты (ФППКС), по мнению специалистов в области сектоведения, в большинстве своем являются разновидностями деструктивных сект, классифицируемых как «коммерческие культы», без выраженной религиозной компоненты. Подобные организации, с точки зрения их воздействия на сознание человека, во многом значительно опаснее, чем традиционно относимые в разряд психокультов религиозные секты («Церковь саентологии», «Синтон», «фиолетовые» Билли Ридлера и др.).
Многочисленные эксперты утверждают, что попавшие под психовоздействие ФППКС люди впадают в сильную психологическую зависимость от них. Компания «Amway» (Американский путь) относится к числу организаций, действующих по принципу многоуровнего, или сетевого маркетинга. В 1998 году в газете «Daily News» компании была дана следующая характеристика:
«Эмвэй» - международная организация, действующая по принципу многоуровневого маркетинга. Корреспонденту газеты удалось получить информацию от ее бывших членов, которым удалось вырваться из «коммерческой» зависимости. Они охарактеризовали «Эмвэй» как пирамиду, прибыль в которой зависит от заманивания все новых и новых людей в систему. Больше того, они говорили об организации как о псевдохристианской секте, члены которой должны скандировать стихи из Писания, одновременно концентрируя свои мысли на картинках - символах благополучия: машинах, домах и яхтах, которыми они должны обклеивать зеркала в ванной и дверцы холодильников. В США число дистрибьюторов продуктов «Эмвэй» перевалило за 750 тысяч. Все они отчитываются перед своими начальниками и руководят теми, кого они завербовали. Они должны слушать вдохновляющие аудиозаписи и участвовать в семинарах по повышению мотивации, на которых их лидеры в числе прочего яростно обличают аморальность внешнего мира. Также члены должны вносить свои пожертвования на кампанию по распространению организации».
Лидеры «Amway», в отличие от лидеров религиозных тоталитарных сект, не скрывают своей коммерческой заинтересованности, но точно так же используют методы воздействия на личность. Для этой цели организовываются специальные семинары (например, по повышению мотивации или собрания, на которых каждый раз говорится об уникальности организации и о том, какая великая честь выпала всем собравшимся работать здесь), которые обязаны посещать все члены организации.
Основную прибыль член организации получает не столько от продажи продукта, сколько от вербовки в организацию людей. Каждому члену обещается процент от всех продаж, которые совершат те люди, кого они приведут в секту. По сути, это пирамида, в которой зарабатывает только верхушка. Естественно, для укрепления пирамиды руководство создает идеологию, за счет которой удается держать людей в руках. Вот образец рекламного листа, привлекающего новичков в секту «Amway»:
«Вы, конечно, понимаете, что чем быстрее появится больше имен под Вашем именем, тем быстрее Вы увидите, как работает система. Если Вы можете пригласить своих друзей подписаться на эту бесплатную демонстрацию, то сделайте это. Пусть они зарегистрируются точно так же, как это сделали Вы: и по мере того, как они будут делать то же самое, произойдут потрясающие вещи: у Вас появится три человека: потом пять: потом восемь, десять... И вот что случится: когда Вы решите использовать нашу систему Global E-Commerce System, интернет-магазины этих людей станут частью Вашей СЕТИ таких магазинов. Так же, как интернет-магазины их людей: Так это происходит!.. Это просто потрясающе: чем больше возникает интернет-магазинов, тем больше и Ваш бизнес!».
На практике существует 800 000 магазинов, которые абсолютно одинаковы и продают одну и ту же продукции по ценам вдвое выше, чем цены в обычном Интернет-магазине. В результате при появлении каждого нового распространителя шансы остальных уменьшаются, а сам он попадает в условия жесточайшей конкуренции, даже и не задумываясь об этом.
Что касается предлагаемого фирмой товара, специалисты приходят к выводу, что «Эмвей» продаёт товары хуже магазинных, но при этом учит правильно и экономно их расходовать. Именно для этого и нужна сложная система распространения, с собраниями и обучением. Недостатки товаров переводятся в разряд достоинств, а те деньги, которые таким образом экономят его поклонники, переходят на счёт фирмы «Эмвей». К примеру, для того чтобы хорошо почистить зубы, человеку необходимо 0.5 ml зубной пасты, но люди предпочитают выдавливать на зубную щетку очень жирную порцию пасты около 5 ml. «Эмвей» же продаёт своим поклонникам самую обыкновенную, дешевую зубную пасту, но при этом учит ею «пользоваться».
В результате, можно сделать вывод, что «Эмвей» имеет в себе все признаки пирамиды, ставящей своей целью исключительно наживу:
- высокий вступительный взнос (>30$), в т.ч. за обучение, контракт, компьютерные услуги
- понуждение к закупке товара впрок
- отказ от покупки товара назад (легальные компании вернут вам деньги, если вы в течение определённого захотите выйти из бизнеса)
- неликвидность товара
- малоинформационные, частые и дорогие тренинги, ориентирующиеся на мотивацию.
Кроме этого, многие черты организации свойственны тоталитарным сектам. Практики, используемые фирмой, помимо вымогательства денег у рядовых членов, вызывают психологическую зависимость «распространителей» и оказывают крайне деструктивное влияние на психику адептов. По мнению специалистов в области сектоведения и контроля сознания «AMWAY» имеет следующие признаки тоталитарных сект.
Контроль поведения
Человек должен тратить в среднем от 28 до 56 часов в неделю на «строительство бизнеса». Эти действия включают: телефонные беседы для поиска новых людей; показ плана маркетинга (и поездки); прослушивание звуковых лент; чтение книг; посещение еженедельных и ежемесячных встреч. Имейте в виду, что это усреднённый объём, и наверняка больше времени потребуется, если человек хочет «построить большой бизнес». (Хотя официально говорится, что для построения необходимо не более 8-10 часов в неделю и не требуется оставлять основную работу). «Хотите быть уверенным в доходе, который будет поступать всю жизнь? Оставить вашу мышиную возню поможет шестизначный доход. Растите вместе с нами и зарабатывайте «полный» доход при «частичной» занятости» (Джо Рубино «Сетевой маркетинг для нового тысячелетия»).
Необходимо просить разрешения для принятия решений. Для распространителя, чтобы быстро « построить бизнес», он не должен думать сам. Фактически, только спонсор говорит ему что делать. Многочисленные истории рассказывают Алмазы о том, как они снова и снова пробовали построить бизнес, но ничего не получалось, казалось, что бизнес не работает, но когда они стали «выполнять, то, что им сказали», их бизнес-структуры начали расти.
Часто спонсор рекомендует оставить детей с кем-нибудь, и идти показывать план. Повторяется это 6 или 7 раз в неделю, чтобы действительно «построить большой бизнес». Что касается детей, которые не видят родителей, оставляющих их каждую ночь и только обещающих что «скоро» они будут с ними? Это будет продолжаться в течение следующих 3-12 месяцев или 3-5 лет или дольше, пока Amwаy-бизнес родителя не построен.
Жесткие правила
Несмотря на обещания «личного выбора» и «свободы», распространители Amwаy связаны правилами Корпорации Amwаy, набором правил AMO's, набором правил их вышестоящей линии, и заявлениями в «BSMAA». «Жесткость» правил, возможно, изменяет между группами.
Не допускается никакое творчество, всё должно происходить только по отлаженной схеме. В системе главное понятие - «дублирование» (точное копирование вышестоящих).
Вы не можете установить взаимоотношения или разделить любую информацию с кем-либо не в вашей ветке. Это фактически препятствует распространению «негативной» информации от одной группы к другой.
Не допускается негатив. Вы не повторяете никакой отрицательной информации «даже если её вам предоставил ваш лучший друг в частной жизни». Это эквивалент того, как если бы предложить кому-нибудь яда или, выбрасывать мусор в их дом.
Вы не должны никогда говорить что-либо, непочтительное о любом члене вашей вышестоящей линии, несмотря на их поведение.
Распространителям не рекомендуется носить бороды, они должны быть одеты в деловую одежду. Мужчины в темном костюме с белой рубашкой и (обычно) красным галстуком. Все это нужно заказать в каталоге AMWAY. Выбор, который там имеется, очень маленький, поэтому каждый носит такой же костюм и возможно один из 5 или 6 красных галстуков. Существует немного больший выбор для женщин.
Иногда люди лишаются сна во время многодневных WES-семинаров. Телевидение, фильмы, чтение, или другие занятия отвлекают внимание НПА (независимого предпринимателя AMWAY) от «бизнеса» поэтому максимально ограничиваются. Ограничены развлечения: «Люди, успешные в МЛМ, мало смотрят телевизор. Они знают, что каждый вечер миллионы людей смотрят ТВ, и только немногие становятся миллионерами» (Дон Файла «10 уроков на салфетках» - Минск, «Эрбиния», 2000. стр. 62). Каникулы или отпуск должны совпасть со временем и местом главных мероприятий (семинаров, тренингов). Время с друзьями и фамильный «бизнес» минимизирован, так как НПА, как ожидается, проводит презентации или обучается, прослушивая аудиозаписи и посещая семинары по вечерам и в выходные дни.
Информационный контроль, использование обмана
В бизнесе Amway, широко используется обман, от нового распространителя вплоть до Алмазного уровня. Когда новый распространитель начинает строить бизнес, он предлагает людям «создать бизнес», но не «создавать бизнес Amway». Почему распространитель не может говорить, что это - Amway? (Типичный ответ «Уверен, вы можете, но лучше не упоминать слово Amway») Обман продолжается каждый раз, когда распространитель выдает свою визитку. Обычно напечатано что угодно - «Клуб GO DIAMOND», «независимый предприниматель» и т.д. Это создаёт впечатление, что эта «возможность» не имеет ни какого отношения к AMWAY.
Второй уровень обмана - это, практикуемый Директами (PSD) и выше. Вот где «Тайная стратегия предприятия». Эти распространители получают прибыль не столько от продажи или потребления товара, продаваемом в их группе, сколько от мотивационных аудиозаписей, видеолент, и билетов на семинары. «А что нужно большинству людей в нынешней экономической ситуации? Думаете, им нужны пищевые добавки, продукты для снижения веса, средства для ухода за кожей…? На самом деле, какое бы потрясающее яйцо вы не предлагали или, какой бы громадной не была ваша курица, большинство людей в действительности не ищут ни того, ни другого. Сейчас, как ни в какое другое время в нашей истории люди больше всего нуждаются в финансовых альтернативах. Им необходимо верить во что-то, что даст им возможность стать хозяевами своего будущего в финансовом плане. Неважно, насколько хорош ваш продукт или как потрясающе выглядит ваш бизнес-план, - большинство людей хотят, прежде всего, услышать о тех возможностях, которые предлагает Сетевой маркетинг как индустрия» (Джон Каленч «17 секретов мастера» Москва, «Полигон»,1999).
«Но прибыль ВСЕГДА зависит тол&