90-е превратили страны бывшего СССР в одну большую барахолку. Тогда это было зачастую вопросом выживания. Никак иначе получить денег быстро было невозможно. А не быстро - можно и с голоду помереть. Когда практически останавливались целые предприятия, а иногда и городообразующие. То есть почти все население города или его значительной части враз оставались без работы или без зарплаты.
Но тогда вопрос стоял в выживании. Вот и шли на рынок, катались в "шоп-туры" в Польшу, Турцию, Румынию. Вроде положение с тех пор исправилось.
И снова МЛМ-деляги все стремятся превратить в базар. Я тебе, ты мне. Карточки, скидки, только у нас, сам пользуюсь - вам продаю.
И недоуменно строят гримасы: "А что в этом плохого?", "Это же такая возможность заработать", "Бизнес как бизнес".
Вы не понимаете, почему вызываете негативную реакцию? Потому что превращение личных, доверительных, интимных отношений в площадку для торговли, для рекламы, для поиска барыша - акт морального уродства. Да, время от времени каждому приходится что-то купить-продать в близком кругу, но у нормального человека это всегда вызывает массу внутренних противоречий, связанных с ощущением неправильности, неуместности торговых отношений в личной сфере.
Если же для человека в этом "ничего плохого", и "бизнес как бизнес", то он уже проходит по категории отклонений в нравственной сфере. Лично для меня - моральный урод, в буквальном понимании этого словосочетания. Торговля отношениями (а именно отношения и есть тот универсальный товар, который МЛМ-дилер предоставляет компании) - своего рода легальная работорговля.
Работорговля тоже ведь "бизнес как бизнес", ах, законом запрещено? Ну так в Африке, например, есть страны, где можно все. Тот же НТО, так любит кричать, что у нас не США, дела Амвей'79 не было! Так он в каком-нибудь Сомали людьми бы торговал так же рьяно?