- ВО ФРАНЦИИ действует экологический налог на продажу фосфатных СМС - по 0,5 - 0,6 $ или до 3 % от цены; аналогичные действия могут быть введены в Бельгии, Ирландии и Италии;
- В ГЕРМАНИИ с 1990г действует экологический штраф за повышенное содержание фосфора в сточных водах; ежегодная сумма штрафов составляет 250-300 млн. $ из них 50 млн. $ используются на функционирование служб контроля, остальные средства на экологические программы и техническое обеспечение очистных систем;
- В ЕС - установлены наднациональные штрафы за нарушение ограничений норм содержания фосфора в сточных водах до и после очистки; поступающие суммы штрафов используются в равных частях на содержание структур контроля, модернизацию очистных систем в стране, ликвидацию экологических проблем;
- В СТРАНАХ, ГДЕ ОГРАНИЧЕНО ПРИМЕНЕНИЕ ФОСФАТНЫХ СМС, на рынок выведены бесфосфатные моющие средства на основе цеолитов и сополимеров. Однако, в настоящее время ученые установили существенное отрицательное их влияние на окружающую среду и здоровье людей. В этих условиях Правительства стран и ЕС поставили задачу разработать новое поколение более безопасных моющих средств. Введение в ЕС Программы РЕАСН, которая предусматривает мониторинг за химическими веществами в природе и определяет жесткие предельные нормы, вызвала отрицательную реакцию химической индустрии в т.ч. производителей моющих средств, которые признали свою неспособность создать более безопасную бытовую химию. Введение в практику Программы РЕАСН в ЕС превратилось в широкомасштабную трехлетнюю дискуссию между комиссиями ЕС и химической индустрией, результатом которой явился компромисс: Соглашение по Примерению с основными тезисами:
- вводятся нормы гигиенической безопасности моющих средств, контроль и ответственность;
- программа по ограничению попадания фосфатов в водоемы дала очень положительные результаты по экологическому оздоровлению, эффект выражается в «много миллиардной сумме» (перевод дословный);
- однако загрязнение фосфором водоемов остается существенной проблемой для ЕС;
- моющая индустрия ЕС не в состоянии по объективным причинам предоставит обществу безопасную бытовую химию с высокими рабочими характеристиками;
- для определения вариантов (путей) дальнейшего развития стратегии по ограничению попадания фосфора в природу, Комиссии ЕС с помощью научных центров проводят комплексную экспертизу различных проектов по моющим средствам - до 2007 г;
- до получения заключения экспертов, в ЕС продолжается реализация ранее принятых Программ, Законов, Соглашений;
- индустрия моющих средств обязана продолжать научные исследования по созданию более безопасной бытовой химии;
- Комиссии ЕС информирует и предупреждают химический бизнес об введении в будущем новых, более жестких гигиенических и экологических ограничений на моющие средства, особенно по жидким и специальным.
- США, Канада- ситуация аналогичная положению в ЕС на 2006г.
- Конгресс Всемирной Ассоциации производителей моющих средств (AISE), который состоится в октябре 2006г (Швейцария) будет обсуждать главный вопрос - как решить проблему влияния экологического законодательства на бизнес моющих средств.
- Кроме экологических проблем фосфатных моющих средств, которые представлены в данном обзоре, существует не менее важная гигиеническая безопасность (влияние на здоровье человека), так как по токсичности 3 кг фосфатных СМС приравниваются к действию 1 кг меди или к 100 г кадмия, одного из наиболее вредного для здоровья химического элемента; решение этой проблемы определяется другими действующими Законами цивилизованных стран. (Программа PEACH).
- Мировая тенденция усиления проблем качества и дефицита питьевой воды, гигиенической и экологической безопасности, приведет к еще более жесткому усилению требований к безопасности моющих средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Research Paper Detergent Phosphates: an EU Policy Assessment. Y Kohler YBC, Vol 3 i 2. iss N 1613-9615. May 2006.
2. Review of Phosphorus Control Measures in the United states and Their Effects on Water Quality: U.S. Geological Survey. Water - Resources investigations Report 99-4007. National Water - Quality Assessment Program. Colorado, 1999г.
3. EU ENVIRONMENT DIRECTORATE.
PHOSPHATES and ALTERNATIVE Detergent Builders - Final Report.
Wre Ret: UC 4011 yune, 2002.
4.An 800 - Pound Gorilla Waits to Escape in S. Florida. june 21, 2006. [стр. 85]
5.Американский рынок стиральных порошков на 01.06.2001. ID: LA 186843 DOI:
http://dx.doi.org.
6. Detergent Phosphate Bans and Eutrophication. R. Anne Jones. 1990г.
7.Директива EC: UWWTD 1991/271 - Urban Wasterwater Treatment Directive - 1991.
8.U.S. Environmental Protection Agency. 1. Home. 2. Water. 3. Wetlands. 4. Oceans. St.Con. june 2006.
9.Phosphates: a good environmental solution for detergents. Safe and natural. March 2006. Bruxelles, Belgium. http:
www.ceep-phosphates.org/Files/Document/79.
10.Phosphates in detergents - background information. CEED. March 2003.
www.ceep-phosphates.org.
11.Запрещение фосфатов: положительное очищение воды. А.Силва. Обзорная информация.15.02.2006. http:
www.reefrelief.org/WQi.
12.Промышленность стиральных порошков. Институт Управления Окружающей Среды и Бизнеса. Вашингтон, Колумбия, 1996. CR 824410-01. Агентство по охране окружающей среды США.
13.Water Standards U.S.: National Primary Drinking Water Standards. WQA:
www.wga.org.
14.Обзор патентной информации -1550 наименований по состоянию на 01.06.06.
15.Информация SDA и AISE за 2006г.
16. Five years ahead of REACH. The HERA Reference Book - 1999 - to 2005.