«Построй мечту!»
Одна из проблем, волнующая сегодняшних христиан, — это работа, которая могла бы приносить достойный заработок. Здесь можно вспомнить текст из Матфея 10:10: «…ибо трудящийся достоин пропитания». Возникает вопрос: а какая работа может быть уместна для христианина? Библия не дает четких критериев. Речь, конечно, не идет о работе, связанной с криминалом, однако, все ли то, что сейчас предлагается, подходит для христиан. В последнее время в христианской среде получило распространение занятие сетевым маркетингом. Сразу это занятие приобрело как ярых противников, так и своих сторонников.
Если суммировать голоса всех критиков «сетевиков», получается, что занимающиеся сетевым маркетингом — это люди, которые напрасно тратят свое время, не думают о том, как угодить Богу, а проводят время только в «бесплодной» попытке приобрести новых клиентов и т. д. и т. п. Те же, кто занимается этим делом, скажут, что ничего противозаконного они не делают, и с христианской совестью у них все в порядке, товар продают высокого качества и этим приносят даже немалую пользу обществу. Они подчеркивают, что «работают», много «трудятся» на своем «поприще», и поэтому текст Мф. 10:10 очень хорошо соотносится с их видом деятельности.
«Построй мечту!» (молодежная газета ПАЛЬМА) Сетевой маркетинг – распространенный вариант розничной торговли методом прямых продаж. Его еще называют «многоуровневый маркетинг», или MLM (multi level marketing). Для сетевого маркетинга характерно отсутствие оптовых торговых фирм между производителем товара и продавцом — всё движение товаров проходит в сети распространителей, не порождая новых наценок. В MLM, как правило, не проводятся рекламные кампании в СМИ — продавец сам представляет товар покупателю, сообщает о его особенностях, проводит демонстрацию продукции. Продавец встречается с покупателем дома, в офисе, в кафе, в любых общественных местах, но его никогда не отделяет от покупателя прилавок магазина. Основа прямых продаж – личный контакт между продавцом и покупателем.
Каждый участник сетевого маркетинга должен «подключать» к бизнесу новых участников. Таким образом образуется разветвленная сеть распространителей. Сбытовые агенты (дистрибьюторы) фирмы-производителя устанавливают контакты с потенциальными покупателями. Продав товар, торговый агент просит своего покупателя найти новых, а тех, в свою очередь, просят об этом же и т. д. Сбытовой агент получает определенный процент от продажи всей созданной им сети продавцов.
На первый взгляд, ничего плохого в сетевом маркетинге вроде бы нет, и на этом можно было бы поставить точку и закрыть тему. Однако почему эта тема не дает покоя христианам? На форуме ЕХМС (евангельского христианского миссионерского союза) был проведен опрос: «Могут ли христиане заниматься сетевым маркетингом?» Голоса участников распределились следующим образом:
Да 34%
Нет 58%
Не знаю 6%
Оказывается, что большинство не считают это занятие приемлемым для христиан. Почему?
Сетевой маркетинг — это партнерство. С одной стороны выступает компания-организатор (иногда это производитель, но, как правило, посредник), с другой стороны — частное лицо. Компания берет на себя производство (заказ) продукции, бухгалтерию, начисление вознаграждений и ряд других функций. Частное лицо (независимый дистрибьютор) обеспечивает сбыт. В принципе, эта же схема реализована во многих классических компаниях. Разница состоит только в форме и размере вознаграждений за организацию сбыта, а также в особых методах сбыта товара.
Специфика заключается в том, что работникам сетевого маркетинга приходится иметь много непосредственных контактов с людьми. Чем их больше, тем более материально успешен торговый агент MLM. Жизненный путь христианина тоже чем-то похож на это занятие, хотя методы и цели здесь совершенно противоположные. Если цель сетевого маркетинга — материальное процветание и продвижение по лестнице для достижений позиций «рубиновых» и «брильянтовых» директоров, то цель христианства определена Библией еще 2000 лет назад – спасение души человека. Конечно, христиане-«сетевики» могут возразить: а что мешает достигать этих двух целей одновременно? И почему работа на обычном предприятии, в компании или магазине рассматривается как приемлемая, а в MLM — нет?
Здесь есть существенная проблема, которая часто замалчивается или просто не замечается. Занятие сетевым маркетингом производит изменения в жизни любого человека, тем более христианина. Обычный продавец пересекается с покупателями в формате его рабочего дня, и после работы, как правило, не много думает о том, сколько человек прошло мимо его прилавка или покупало товары в его отделе. В противоположность этому, торговый агент в сетевом маркетинге должен быть погружен в свой бизнес как можно больше времени. Нужно постоянно вовлекать «новых» людей и не упускать тех, кто уже «подсел» на вашу сеть. «Сетевики» постоянно держат в поле зрения своих клиентов и при любой возможности пытаются убедить их в покупке своей продукции.
Нетрудно догадаться, что христианин, занимающийся MLM, должен резко измениться и переориентировать свои ценности и приоритеты. Если не посвящать себя целиком этому делу, то успеха не будет. Именно это становится так заметно окружающим его прежним друзьям, что в итоге приводит к неприятию многими христианами сетевого маркетинга. Агент MLM начинает видеть в друзьях своих потенциальных клиентов («адептов») или источники дохода. Когда происходит рекрутирование новых «адептов» MLM, то один из пунктов этой технологии звучит примерно так: «Напишите список из 100 человек ваших друзей, родственников, близких, знакомых, соседей и т. д. Забудьте, что они могут подумать о вас плохо или сразу откажут». Затем этим людям нужно постоянно предлагать продукцию той компании, в которую вовлечен представитель MLM, а также постараться убедить купить «стартовый пакет» продукции, чтобы новый «адепт» стал приносить для агента прибыль. Причем самый главный момент заключается в том, что необходимо забыть о стеснении и всевозможных предрассудках и предлагать свой товар вне зависимости от того, как к вам будут относиться после этого. Одна из сетевых компаний довольно честно и ясно изложила свой метод работы: НАШ ТОВАР – ЭТО ЛЮДИ! Не правда ли, жесткое заявление, учитывая ту идеологию, которая стоит за таким высказыванием. Вот здесь можно сказать совершенно определенно: занятие MLM для такого человека начинает превращаться в «религию» или секту со всеми необходимыми для этого атрибутами.
Почему сетевой маркетинг получил такое успешное распространение в христианской среде? Не потому ли, что евангельский принцип: «идите и делайте учеников» (Мф. 28:19–20) карикатурно применен в MLM — «приобретайте новых торговых агентов».
Сегодня много христиан, даже из служителей церкви, вовлечены в этот бизнес и не замечают, что этим отдаляют себя от своих родственников, членов своей церкви, друзей и Бога. «Сетевики» обеспокоены одной целью – построением своей «мечты» и получением превосходства над другими.
Удивительные вещи часто происходят с теми, кто участвует в MLM. Живя в окружении неверующих людей, христианин до своего увлечения MLM либо никогда, либо очень редко делился с ними своей верой в Бога, став же «адептом» сетевого маркетинга, он сразу старается вовлечь соседей и знакомых в свой новый бизнес, забыв про стеснение и стыд. Вполне понятна логика таких христианских «сетевиков»: нужно строить сеть и зарабатывать деньги, а рассказывать людям о Боге найдется кому и без нас. Есть ли здесь что-то странное? Нет, уже все это было в прошлом. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)», — предупреждал Иисус в Нагорной проповеди (Мф. 6:24).
Занятие сетевым маркетингом — это воровство своего собственного времени и погоня за воздушной мечтой. А, говоря проще, — это очередной обман, испытав который, христианин получает не прекрасный остров в Тихом океане или 5-этажный суперсовременный коттедж на берегу озера, а только печаль о потерянном времени, разочарование от несбывшейся мечты.
***
В Российскую ассоциацию прямых продаж (РАПП) входят компании: Amway, Herbalife International, Mary Kay, Oriflame, Tupperware, Faberlic, Avon, AquaSource, Infinum, Nu Skin Enterprises, Vorwerk и ряд других.