Вот мы плавно походим к мысли, которую озвучивали еще на заре этих обсуждений.
Есть некая компания, которая (допустим для простоты) сама выпускает некий продукт и сама же реализует схему сетевого маркетинга без продаж за пределы системы.
По мнению ЮТА, это нормальная схема работы. По мнению Сергея Евгеньевича это потребительски-ориентированная MLM-компания. NTO свое мнение может и имеет, но сформулировать не может. По моему мнению, это бизнес с долей финансовой пирамиды.
Что это не только мое мнение, наверное обосновывать не нужно, достаточно вспомнить суд 1974-1979 годов.
Почему пирамида?
Компания, например, Амвэй для реализации несет точно такие же расходы, как любой торговый центр. Логистика, таможня, склады, налоги... Но при этом еще умудряется отстегивать покупателям (давайте уж называть вещи своими именами) от трети до половины (иногда даже больше) отпускной цены. При этом абсолютному большинству людей, не являющихся дистрибьюторами-покупателями, этот продукт по такой цене не нужен. Ведь дистрибьюторы практически ничего не продают на сторону.
Если бы товар был ликвидным, то его можно было бы продавать традиционным способом без всяких заморочек с "компьютерами как в NASA" и иметь дополнительную прибыль в треть от продажной цены (ничего себе, рентабельность?!).
Но так как товар неликвиден, то параллельно нормальной процедуре продаж строится финансовая пирамида, суть которой состоит в том, что покупатель сознательно переплачивает за продукт, прекрасно осознавая, что за сам продукт за плачена примерно половина суммы, а вторая будет перераспределена по пирамидально-реферальной схеме. Алгоритм перераспределения и называется "маркетинг-план". Точно так же он называется в самых одиозных чисто пирамидальных проектах типа эмголдекс,CDT, и всех порождений Мавроди. Кстати, и алгоритмы в них очень похожи. Разница только в том, что в старых MLM-компаниях алгоритм прорабтан лучше, а чистые пирамиды запускаются на короткое время с целью быстро остричь баранов, срубить балла и свалить. Тем не менее базовый принцип "предыдущим за счет последующих" незыблем в любом маркетинг-плане.
Так как цену на продукт можно делать любую и чем выше (до разумного предела) тем лучше, ведь конкуренции нет, то остается достаточно денег на пускание пыли в глаза общественности, на подкуп властей и на лоббирование собственных интересов.
Идеальной ситуацией было бы вообще отказаться от продукта, производства, логистики, оставив только маркетинг-план. Но это тюрьма. Не в России, конечно, но в многих странах.
Именно поэтому и сосуществует симбиоз обыкновенного магазина с обыкновенной финансовой пирамидой. И симбиоз этот невероятно тесный, ибо эти два разных организма, как ни странно, паразитируют друг на друге. Пирамида подпитывает сырьем, а магазин обеспечивает легальность.
То, что народ (любой, не только русские, украинцы и казахи) падок на халяву, на сказки о финансовой свободе, что он не задумываясь лезет даже в совсем откровенные лохотроны, думаю, совершенно очевидно. Мавроди менее чем за полтора года привлек больше вкладчиков, чем Амвэй покупателей за все время существования в России.
Снова подчеркиваю. Если бы продукт MLM-компаний был ликвиден, его продажа традиционным способом приносила бы гораздо большую прибыль. Но нет ведь...